Создание новых решений и разработок для авиационной отрасли — одна из ключевых задач Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Продемонстрировать достижения ученых призван конкурс на лучшие научно-исследовательские работы ученых ЦАГИ. Церемония награждения лауреатов состоялась в ЦАГИ в начале июня.
Согласно регламенту отбор проводился по трем научным направлениям: «Лучшие фундаментальные и поисковые теоретические и экспериментальные исследования в области аэродинамики, динамики и прочности летательных аппаратов», «Лучшие научно-исследовательские работы по аэродинамике, прочности и перспективам развития летательных аппаратов (ЛА)» и «Лучшие научно-исследовательские работы в области экспериментальной техники, измерительных, управляющих и вычислительных систем и методики эксперимента». Каждая номинация предусматривала выбор лучших работ, для авторов которых предусмотрены денежные премии.
«Конкурс создает благоприятную почву для прогресса наукоемких авиационных решений и разработок. Исследования, которые были представлены в этот раз, наглядно демонстрируют глубокий подход к проблеме и успешное владение современными методами и подходами. И что особенно важно — работы нацелены на решение тех задач, которые действительно важны для развития отрасли», — отметил председатель оргкомитета конкурса, заместитель генерального директора — начальник центра аэрогидродинамики ФАУ «ЦАГИ» Сергей Ляпунов.
В рамках первого направления награждены работы «Исследование ламинарно-турбулентного перехода пограничного слоя на тематической полумодели сверхкритического крыла при больших числах Рейнольдса» (первая премия, авторы А.Л. Болсуновский, Н.П. Бузоверя, И.Л. Чернышев, И.В. Сенюев, М.В. Устинов), «Исследование поверхности системы гашения вибраций несущей поверхности ЛА в аэродинамической трубе на различных режимах испытаний, выполненной на основе демонстратора системы активного демпфирования вибраций несущей поверхности ЛА посредством управляемого триммера с использованием принципов адаптроники» (вторая премия, авторы М.М. Еремин, А.А. Климова, Г.В. Лисейкин, М.А. Пронин) и «Исследование механизмов основных источников шума и современные методы его контроля с использованием отечественной и зарубежной экспериментальной базы» (третья премия, авторы Г.А. Фараносов, О.П. Бычков, И.В. Беляев, В.Ф. Копьев, И.В. Панкратов).
Во второй номинации лучшей признана работа «Влияние технологии установки монтажных болтов на уровень остаточных напряжений в окрестности соединений панели крыла самолета», выполненная совместно с коллегами из ПАО «Туполев» (авторы М.Р. Абдуллин, С.И. Елеонский, М.Д. Зайцев, В.С. Писарев). Еще одно исследование, удостоенное награды по итогам отбора, — «Расчетные и экспериментальные работы по обеспечению прочности конструкции гражданского воздушного судна на всех стадиях жизненного цикла» (авторы В.А. Матвеев, О.С. Мамедов, А.В. Панков).
Премии в номинации «Лучшая работа в области формирования государственной политики» удостоен труд коллектива ученых института под руководством генерального директора ФАУ «ЦАГИ», члена-корреспондента РАН К.И. Сыпало (с участием М.А. Знаменского, В.С. Максимова, И.Е. Ковалева, А.А. Тер-Акопова). Работа посвящена анализу тенденций государственной политики в области авиационной науки в 2021 году и разработке рекомендаций по повышению ее эффективности в условиях спада мировой экономики.
По третьему научному направлению конкурса жюри выбрало победителем исследование ЦАГИ и ПАО «Корпорация «Иркут», посвященное экспериментальному определению акустической долговечности авиационных конструкций (первая премия, авторы С.В. Дубинский, В.М. Костенко, Ф.С. Севастьянов, Д.В. Барышева). Вторая работа, получившая награду в рамках этой номинации, — «Прецизионная тензометрическая система измерения аэродинамических нагрузок для стендовых испытаний» (вторая премия, авторы Ю.К. Блокин-Мечталин, Б.Д. Муриев, В.В. Петроневич, В.А. Сабреков, Е.К. Чумаченко). Третья премия присуждена исследованию по развитию методик измерений эффективности звукопоглощающих материалов (авторы А.Я. Зверев, Л.П. Семенова, С.Р. Шаров).
Конкурс ЦАГИ на лучшие научно-исследовательские работы впервые проводился в 1967 году. Главной его целью (согласно приказу начальника института Г.П. Свищева) было «поощрение развития исследований, дающих глубокие представления о сущности наиболее важных процессов, открывающих или объясняющих качественно новые явления, обнаруживающих теоретические или экспериментальные пути значительного повышения эффективности летательных аппаратов». Обязательным требованием к научному труду являлась его оригинальность — он не должен был повторять уже известные в литературе результаты. Основные направления теоретических и экспериментальных исследований — аэродинамика, аэрогидродинамика, динамика, прочность, авиационная акустика и вопросы развития экспериментальной базы института.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ — крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее — Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦАГИ».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.