Учитывая, что два доминирующих в мире OEM-производителя заняты до конца десятилетия, есть ли место для нового конкурента?
Поскольку спрос на коммерческие лайнеры продолжает перегружать сборочные линии компаний Boeing и Airbus, новый конкурент угрожает разрушить дуополию.
Китайская корпорация коммерческих самолетов (COMAC) представляет собой смелую инициативу китайского правительства по установлению конкурентного присутствия на мировом аэрокосмическом рынке. Основанный в 2008 году, шанхайский производитель стремится снизить зависимость Китая от западных производителей самолетов.
Хотя компания COMAC все еще находится в зачаточном состоянии, она добилась значительных успехов благодаря своим амбициозным программам самолетов, включая ARJ21, C919 и будущие C929 и C939. Каждый из этих проектов подчеркивает решимость Китая стать ведущим игроком в мировой аэрокосмической отрасли.
Но насколько опасен COMAC?
Короткий ответ: немного – по крайней мере, на данный момент. В настоящее время COMAC имеет относительно скромное присутствие в небе Китая и минимальное присутствие в других местах. Два ее продукта, региональный самолет ARJ21 и ближне-среднемагистральный авиалайнер C919, в настоящее время производятся черепашьими темпами. Два широкофюзеляжных автомобиля – C929 и C939 – находятся на стадии проектирования.
ARJ21: китайский региональный самолет
ARJ21 знаменует собой первый выход COMAC на рынок коммерческих самолетов. ARJ21 (ARJ означает «Расширенный региональный самолет») обслуживает маршруты ближнего следования, вмещая от 70 до 105 пассажиров в конфигурации 2-3. Разработка этого двухмоторного узкофюзеляжного самолета началась в 2002 году с целью составить прямую конкуренцию известным региональным самолетам, таким как Bombardier CRJ и Embraer E-Jets.
Путь этого типа от концепции до коммерческой эксплуатации был полон проблем. Первоначально COMAC планировала совершить первый полет в 2005 году, а коммерческую эксплуатацию — к середине 2006 года. Однако программа претерпела значительные задержки: прототип был представлен только в 2007 году, а первый полет состоялся 28 ноября 2008 года. Эти неудачи, в первую очередь из-за проблем с конструкцией и сертификацией, отложили ввод самолета в эксплуатацию до 28 июня 2016 года, когда Chengdu Airlines выполнил первый коммерческий рейс.
Под вопросом оригинальность ARJ21
ARJ21 имеет крылья, разработанные Антоновым, и оснащен двумя двигателями General Electric CF34, установленными сзади. Конструкция самолета, которую некоторые критики сравнивают с CRJ или Boeing 717, COMAC утверждает, что она полностью оригинальна. ARJ21-700 является стандартной моделью с вместимостью 70-95 пассажиров, а ARJ21-900, удлиненный вариант, аналогичный Bombardier CRJ900 или Embraer 175-E2, вмещает 95-105 пассажиров. Дополнительные варианты включают грузовую и представительскую версии, получившие названия ARJ21F и ARJ21B соответственно.
Сертифицированный в январе 2023 года ARJ21CCF (Comac Converted Freighter) может похвастаться максимальной грузоподъемностью 22 377 фунтов и дальностью полета 1726 миль. Chengdu Airlines получила первые два переоборудованных грузовых самолета в октябре 2023 года.
Ожидается, что ARJ21B вместит 20 пассажиров в одноклассной конфигурации.
Международный охват и перспективы на будущее
Хотя ARJ21 в основном обслуживает внутренние маршруты внутри материкового Китая, индонезийская авиакомпания TransNusa стала первым международным заказчиком этого типа в 2022 году. В настоящее время у перевозчика есть два самолета ARJ21-700 и еще 28 заказаны.
Брунейская компания Gallop Air разместила заказ на 15 самолетов ARJ21 в сентябре 2023 года. Также есть сообщения, что национальный авиаперевозчик Республики Конго ECAir рассматривает возможность приобретения трех самолетов ARJ21.
Сегодня в эксплуатации находятся 146 планеров ARJ21, и медленно, но неуклонно вводятся в эксплуатацию новые. Этот тип также недавно перевез своего десятимиллионного пассажира.
C919: китайский конкурент A320 и 737 MAX
C919 представляет собой наиболее значительную попытку COMAC на сегодняшний день бросить вызов дуополии Airbus-Boeing на рынке узкофюзеляжных самолетов. Разработанный для перевозки 150-190 пассажиров, он ориентирован на маршруты малой и средней дальности и напрямую конкурирует с более эффективными семействами Airbus A320neo и Boeing 737 MAX.
Разработка C919 началась в 2008 году, первый полет состоялся 5 мая 2017 года. После обширных испытаний и процессов сертификации стартовый заказчик China Eastern Airlines получил первый C919 28 мая 2023 года.
COMAC будет производить укороченные и удлиненные варианты C919
Оснащенный двумя двигателями CFM International LEAP (Leading Edge Aviation Propulsion), C919 имеет много общих конструктивных характеристик с Airbus A320, включая аналогичный размах крыла и размеры фюзеляжа. COMAC разрабатывает укороченные и удлиненные варианты C919, чтобы повысить его рыночную привлекательность, с вместимостью от 130 до 240 пассажиров и максимальной дальностью полета 3500 миль.
Укороченный вариант будет ориентирован на высотные пункты назначения в пределах 2500 миль, а расширенный вариант будет иметь дальность действия до 3500 миль.
C919 Производство и прием на рынке
Учитывая более 1500 заказов на C919, этот тип был принят гораздо лучше, чем ARJ21. Однако производство продвигается медленно, и COMAC стремится достичь годового выпуска 150 самолетов к 2028 году. Известные международные заказы включают базирующегося в США арендодателя самолетов GE Capital Aviation Services и ирландскую авиационную лизинговую компанию AerCap. Tibet Airlines заказала 40 укороченных вариантов C919 для полетов в районе Гималайского плато. Air China и China Southern также заказали по 100 самолетов C919 каждая.
China Eastern в настоящее время является единственным эксплуатантом этого типа: шесть самолетов C919-100 находятся в эксплуатации и еще 100 заказаны. Авиакомпания ожидает, что к концу 2024 года в ее парке будет десять самолетов C919.
Несмотря на медленный старт, будущее C919 выглядит многообещающим – по крайней мере, внутри страны – поскольку COMAC работает над наращиванием производства.
Китайские чиновники надеются получить европейское одобрение где-то в 2025 году, что позволит расширить международные операции. Однако отраслевые эксперты сказать, что это маловероятно.
C929: дальновидное видение
C929 — амбициозный проект COMAC по выходу на рынок широкофюзеляжных самолетов большой дальности, конкурирующий с Airbus A330 и Boeing 787.
Вначале проект представлял собой совместное китайско-российское предприятие по замене Ил-96 под эгидой Китайско-российской международной корпорации коммерческих самолетов (CRAIC). Его первый полет, получивший название CRAIC CR (Китай-Россия) 929, должен был состояться в период с 2025 по 2028 год. Однако проект столкнулся с неудачами из-за геополитической напряженности и санкций после вторжения России в Украину в 2022 году.
В 2023 году COMAC объявила, что продолжит работу самостоятельно, переименовав проект в C929.
Дизайн, разработка и перспективы C929
В настоящее время на стадии детального проектирования планируется предложить три варианта C929 с различной мощностью и дальностью действия. Вариант -500 будет вмещать 250 пассажиров и иметь запас хода 8700 миль, а варианты -600 и -700 будут вмещать 280 и 320 пассажиров и иметь запас хода 7500 и 6200 миль соответственно. Полностью эконом-конфигурация потенциально может вместить до 440 пассажиров.
Для сравнения, у Airbus A350 дальность полета составляет 9600 миль, а у Boeing 787-8 — 8500 миль.
Любые окончательные спецификации зависят от окончательного дизайна и материалов.
Окончательный выбор силовых установок C929 еще не определен, но на начальном этапе производства, скорее всего, придется полагаться на двигатели западных производителей, таких как Rolls-Royce или General Electric. Несмотря на провал китайско-российского предприятия, COMAC планирует поставить первый фюзеляж к сентябрю 2027 года, хотя испытательные полеты маловероятны до 2030 года.
C939: только что анонсирован
C929, очевидно, будет не единственным широкофюзеляжным лайнером производства COMAC.
Ранее в этом месяце китайские СМИ сообщил что COMAC начала предварительные проектные работы над C939, еще одним двухфюзеляжным широкофюзеляжным самолетом.
Сообщается, что этот тип, который будет конкурировать с Boeing 777 (включая 777X) и Airbus A350, будет вмещать до 400 пассажиров.
Хотя на данный момент мало что известно, C939 означает намерение COMAC бросить вызов доминированию ведущих мировых OEM-производителей в сегменте дальнемагистральных перевозок.
Путь вперед: вызовы и возможности
Однако до этого еще предстоит пройти годы – возможно, более десяти лет. И многое может произойти между сейчас и потом. Так что на данный момент дуополия Airbus-Boeing в безопасности. Но трудно представить, как мир может выглядеть через десять лет. Если последнее десятилетие нас чему-то и научило, то очень многое может измениться так быстро.
Путь COMAC от ARJ21 к C939 иллюстрирует растущие возможности и амбиции Китая в аэрокосмическом производстве. Однако стать глобальным игроком в аэрокосмической отрасли – это долгий путь. Производственные мощности COMAC по-прежнему сильно ограничены, и необходимы значительные усилия для их расширения, чтобы удовлетворить спрос.
Компания намерена производить 150 самолетов ежегодно к 2028 году, но для достижения уровня эффективности производства и технической поддержки Airbus и Boeing к 2035 году потребуется существенный достижения.
Мировая аэрокосмическая отрасль быстро развивается, и в ближайшие несколько лет Китай готов превзойти Соединенные Штаты как крупнейший в мире авиационный рынок. Этот сдвиг представляет как возможности, так и проблемы для COMAC. Хотя компания извлекает выгоду из устойчивого внутреннего спроса, для завоевания позиций на международном уровне потребуется преодолеть технические, нормативные и геополитические препятствия.