АВИА ИМАДЖЕС

СПОРТИВНАЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

АВИА ПРЕСС ФОТО

АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Яковлев: от истоков до наших дней


[image]

31 августа 1993 года образовано предприятие по разработке и производству авиационной техники АООТ «ОКБ им. А.С. Яковлева» первое в постсоветской России приватизированное самолетостроительное конструкторское бюро, ведущее свою историю с 1927 года и создавшее свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 » серийных. Недавно имя великого авиаконструктора было увековечено в структуре российского гражданского авиастроения: Корпорация «Иркут», являющаяся ведущим разработчиком и производителем гражданской авиационной техники, получила имя «Яковлев». А Международные авиационно-космические салоны МАКС были и остаются основной площадкой, на которой демонстрируются современные и исторические самолеты разработки и производства «Яковлева».

История яковлевского КБ восходит к 1926 году, когда будущий авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев вместе с группой энтузиастов приступил к созданию первой отечественной двухместной авиетки АИР-1. Постройка заняла восемь месяцев. Самолет представлял собой легкий одностоечный биплан деревянной конструкции и шасси из стальных труб. Днем рождения КБ принято считать 12 мая 1927 года, когда летчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский впервые поднял АИР-1 в воздух. Самолет оказался на редкость удачным » на нем практиковались летчики на Центральном аэродроме, он эксплуатировался на колесах и на лыжах, зимой и летом, не уступая по востребованности и надежности большим самолетам заводской постройки.

Постепенно в процессе работы над последовавшим рядом легких самолетов (АИР-2, АИР-3 и т.д. вплоть до АИР-19) складывалась группа специалистов, которая впоследствии составила костяк конструкторского бюро А.С. Яковлева. В 1931 он поступил работать на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу легкой авиации. В 1934 году группа выделилась в самостоятельную конструкторско-производственную единицу и получила название «Завод № 115».

С декабря 1940 года, согласно постановлению правительства, все советские самолеты стали именоваться по первым буквам фамилий главных конструкторов » так в историю авиации вошли самолеты марки «Як». Фирменным знаком яковлевского КБ стала широчайшая тематика разработок: модельный ряд созданных в нем летательных аппаратов поражает своим разнообразием. Помимо знаменитых на весь мир спортивных, акробатических и учебно-тренировочных самолетов, он включал легкие самолеты различного назначения, легендарные истребители Великой Отечественной войны, первые советские реактивные истребители и перехватчики, сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики, десантные планеры и вертолеты, первые в СССР самолеты короткого и вертикального взлета и посадки, реактивные пассажирские самолеты, беспилотные летательные аппараты. Всего построено более 70 тысяч самолетов марки «Як», в том числе свыше 40 тысяч самолетов » во время Великой Отечественной войны. Самолеты Як-1, Як-3, Як-7 и Як-9 отличало оптимальное сочетание скорости, маневренности и вооруженности. Они составляли основу истребительной авиации СССР » две трети истребителей времен войны составляли самолеты Яковлева.

В 1959 году завод № 115 был передан в ведение Государственного комитета по авиационной технике, а в апреле 1966 года предприятие получило новое название » «Московский машиностроительный завод «Скорость», которому в 1990 году было присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева.

В постсоветский период именно яковлевское КБ стало одним из лидеров приватизации. В 1992 году был утвержден план приватизации ММЗ «Скорость», завод стал Акционерным обществом открытого типа «Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева». 2004 стал для предприятия годом масштабных преобразований: значительная часть персонала компании была переведена в Инженерный центр ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», производственная база была ликвидирована. Тем не менее, предприятие продолжало работы по продлению ресурсов самолетов «Як», сопровождению и авторскому надзору. В 2014 году ОКБ Яковлева приступило к разработке учебно-тренировочного комплекса первоначальной летной подготовки на базе самолета Як-152 в интересах Минобороны России.

Корпорация «Иркут» в нынешнем столетии прошла путь от корпоративного центра при Иркутском авиазаводе до ведущего разработчика и производителя гражданской авиационной техники, объединяющего предприятия в 10 городах страны, на которых выпущено свыше 80 тысяч самолетов и трудятся более 20 тысяч человек. Компетенции компании включают полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, маркетингу, реализации и послепродажному обслуживанию гражданской авиационной техники. Значительная часть этих компетенций связана с уникальным наследием ОКБ Яковлева, включающим не только опыт разработки и строительства летательных аппаратов различных видов и назначения, но и опыт объединения отдельных предприятий для решения задач государственной важности, накопленный еще в 1940-е годы. Через десятки лет, в новых экономических условиях, на новом витке развития технологий, этот опыт остается важен, особенно сегодня, когда перед гражданским авиастроением стоят новые большие задачи. Главной из них является оснащение авиакомпаний страны отечественными воздушными судами всех размерностей, которые были бы сопоставимы по надежности, уровню комфортабельности и другим характеристикам с самолетами ведущих мировых брендов.

26 июля 2023 года в рамках реструктуризации «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) Корпорация «Иркут» была переименована в ПАО «Яковлев», что стало закономерным признанием заслуг ОКБ им. А.С. Яковлева в развитии отечественного гражданского авиастроения. Подчеркивая преемственность отечественного авиастроения и отдавая дань памяти великим авиаконструкторам прошлого, сформированные в периметре ОАК дивизионы назвать в честь советских авиаконструкторов: дивизион стратегической авиации » «Туполев», дивизион военно-транспортной авиации » «Ильюшин» и дивизион гражданской авиации » «Яковлев». Ожидается, что в период до 2030 года ОАК поставит российским авиакомпаниям порядка 500 гражданских самолетов, в числе которых » 142 SJ-100 и 270 МС-21 производства ПАО «Яковлев».

Основными проектами «Яковлева» сегодня остаются отечественные гражданские авиалайнеры нового поколения » региональный SJ-100 и среднемагистральный МС-21, однако компетенции компании в части маркетинга, продаж и послепродажного обслуживания используются в том числе по программам Ил-114-300 и Ту-214.

Самолеты марки «Як» на протяжении 30 лет неизменно остаются хедлайнерами авиасалонов в Жуковском. Появление Як-130 на МАКС-1999, первый показ новейших учебно-тренировочных Як-152 на МАКС-2007 » наглядные свидетельства того, что традиции яковлевской конструкторской школы сохранены и вносят важный вклад в развитие отечественной авиации. Знаменитые яковлевские спортивные самолеты-акробаты Як-50, Як-52, Як-54 и Як-18Т неизменно притягивают на МАКС сотни тысяч энтузиастов и любителей авиации: групповые и одиночные показательные полеты с элементами высшего пилотажа » поистине незабываемое зрелище, которое как ничто другое способствует приходу в авиацию все новых и новых поколений инженеров, конструкторов и летчиков. А самолеты гражданского дивизиона ОАК стали символом возрождения отечественного гражданского авиастроения, поэтому мировые премьеры МС-21 на МАКС-2019 и МС-21-300 с российскими двигателями ПД-14 на МАКС-2021 стали, без преувеличения, самыми яркими событиями этих двух авиасалонов.



Авторские права на данный материал принадлежат компании «АО «Авиасалон»».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.



Source link

Прокрутить вверх