Если есть атрибут, который определяет Wizz Air, то это одержимость эффективностью, и это, как мы скоро увидим, также имеет некоторые положительные производные, когда речь идет о его воздействии на окружающую среду.
В июне 2023 года Wizz Air третий год подряд была удостоена звания «Самая устойчивая бюджетная авиакомпания» на церемонии вручения награды World Finance Sustainability Awards 2023.
Награда следует за другими формами признания, полученными лоукостером из Центральной и Восточной Европы в этой области, включая награду CAPA в номинации «Группа года в области экологической устойчивости» по версии CAPA в 2022 году.
Не секрет, что программа инвестиций Wizz Air в авиапарк играет важную роль в повышении авторитета авиакомпании в области устойчивого развития. В дополнение к топливной эффективности современного флота Wizz Air, самолеты Airbus A321neo, присоединившиеся к ее флоту, оснащены салонами с высокой плотностью размещения 239 пассажиров, что позволит авиакомпании претендовать на меньший углеродный след на пассажира, чем многие другие. другие крупные авиакомпании.
Об этом аспекте деятельности Wizz Air рассказал ее главный исполнительный директор Йозеф Варади в интервью AeroTime во время недавнего интервью Executive Spotlight. Однако это лишь часть комплексной программы Wizz Air по устойчивому развитию.
В подробном интервью AeroTime Ивонн Мойнихан, корпоративный и ESG-директор Wizz Air Group, обсудила стратегию устойчивого развития авиакомпании, различные инициативы, которые она реализует в этой области, и предстоящие вехи.
Мойнихан — опытный руководитель авиакомпании, который до прихода в Wizz Air в июле 2022 года был главным юрисконсультом и секретарем совета директоров Vueling, бюджетной авиакомпании IAG, базирующейся в Барселоне. До этого она работала юрисконсультом в Ryanair.
В настоящее время Мойнихан базируется в штаб-квартире Wizz Air в Будапеште, Венгрия, и курирует многочисленные проекты авиакомпании в области охраны окружающей среды, социальной сферы и управления (ESG), которые, как правило, по своему замыслу являются межфункциональными и охватывают все сферы деятельности компании.
«ESG — это встроенная функция Wizz Air, и в этом весь смысл стратегии: мы внедряем принципы устойчивого развития во все аспекты бизнеса», — продолжил Мойнихан. «Это не только отдельная команда, но все так или иначе вовлечены, будь то финансы, закупки, операции или любой другой отдел».
Встроенная эффективность
Основной показатель устойчивости, которому Wizz Air уделяет наибольшее внимание, — это CO2 на пассажира на километр, показатель интенсивности выбросов углерода. Это показатель, который отслеживает большинство авиакомпаний, и по которому Wizz Air, согласно своему последнему годовому отчету за год до 31 марта 2023 года, имеет преимущество над конкурентами — 53,8 г на пассажира на километр.
Мойнихан пояснил: «Чем больше мы обновляем парк, тем лучше становится этот показатель, и это благодаря эффективности Airbus A321neo, который значительно снижает расход топлива. И у нас также есть 239 мест на борту, что больше, чем на MAX. [Boeing 737 MAX, an aircraft flown, among others, by Wizz’s major rival Ryanair – ed. note]».
Углеродоемкость — это не просто показатель тщеславия, она также встроена в вознаграждение руководителей, при этом оплата труда руководства частично связана с достижением определенных ключевых показателей эффективности ESG (KPI), а Deloitte проверяет углеродоемкость авиакомпании и общий объем выбросов парниковых газов.
Это не единственная метрика, которую Мойнихан имеет в виду прямо сейчас. Она также пояснила, что в дополнение к отчетности, требуемой Системой торговли выбросами ЕС, ETS, Wizz Air, наряду с другими авиакомпаниями, также обязалась согласовать свои цели по декарбонизации с Научно обоснованной целевой инициативой (SBTi) в 2021 году. Это означает, что Wizz Air в настоящее время работает над установлением ряда целевых показателей углеродоемкости, которые должны быть подтверждены до конца 2023 года.
Стратегия устойчивого развития Wizz Air сосредоточена на трех различных временных горизонтах: краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном, причем подход к каждому из них определяется доступными технологиями.
Краткосрочный план состоит в том, чтобы продолжить снижение углеродоемкости авиакомпании с помощью программы обновления флота, а также с помощью других инициатив, направленных на повышение эффективности полетов и сокращение выбросов углерода на пассажиро-километр. Wizz Air стремится снизить количество граммов углерода, выбрасываемого на пассажира на километр, с 53,8 г в 2023 финансовом году до 42,6 к 2030 году.
Мойнихан объяснил во время нашего разговора, что Wizz Air определила около 40 различных инициатив по экономии топлива, затрагивающих несколько операционных областей, включая планирование полетов и наземные операции.
Когда дело доходит до долгосрочной перспективы, Мойнихан ясно дает понять: водород — это ответ.
Она сообщила, что Wizz Air участвует в проекте Airbus ZEROe, план европейского производителя по запуску семейства самолетов с водородным двигателем к 2035 году. Wizz Air играет консультативную роль в этом проекте, помогая Airbus определить требования к таким самолетам с водородным двигателем. необходимо иметь, если они должны заменить нынешнее поколение авиалайнеров.
Wizz также активно участвует в другом отдельном проекте под названием Alliance for Zero Emission Aviation (AZEA), общеевропейской государственно-частной инициативе, направленной на содействие развертыванию водородной инфраструктуры для авиационного сектора в Европе.
Однако Мойнихан не питает иллюзий по поводу масштабов стоящих перед ним задач.
«Очевидно, что до водорода сейчас очень далеко, поэтому нам нужно преодолеть разрыв», — отметила она.
Ставки на САФ
И именно в этот момент, в среднесрочной перспективе, в игру вступает устойчивое авиационное топливо (SAF).
«У нас есть очень четкая стратегия SAF, и мы выбрали портфельный подход, — пояснила она. «Во-первых, у нас есть соглашения о поставках с рядом крупных поставщиков SAF, энергетических компаний, таких как Neste, Cepsa и OMV, чтобы обеспечить поставки SAF в будущем. Но также из-за ограниченности предложения мы выбрали подход, который немного отличается от подхода наших конкурентов: недавно мы объявили о двух инвестициях в акции SAF».
Здесь Мойнихан имеет в виду инвестиции Wizz Air в два отдельных проекта по производству устойчивого авиационного топлива (SAF).
«Мы намерены получить выгоду от затрат и поставок за счет обеспечения инвестиций. Это часть нашего портфельного подхода», — пояснила она.
Одним из таких проектов является стартап Firefly, который планирует производить SAF в Соединенном Королевстве, используя осадок сточных вод в качестве исходного сырья.
Другая инвестиция — это CleanJoule из США, еще один производственный стартап SAF, который был сделан в рамках консорциума, включающего две другие бюджетные авиакомпании семейства Indigo Partners, Volaris и Frontier. CleanJoule стремится производить SAF из сельскохозяйственных отходов и отходов биомассы.
«Это проект под руководством группы очень умных технических специалистов, которые придумали новый способ производства SAF. Завода пока нет, поэтому мы инвестируем», — пояснил Мойнихан, подчеркнув перспективность этих инвестиций.
Она добавила: «Мы делаем все возможное, чтобы убедиться, что в будущем нас не будут ограничивать ни стоимость, ни предложение, и мы сможем выполнить требования ЕС, которые начнут действовать в 2025 году. 2% к 2025 г. и 6% к 2030 г., и мы хотим убедиться, что мы готовы. Мы хотим быть первопроходцами, потому что знаем, что SAF будет пользоваться большим спросом в ближайшем будущем».
Из разговора с Мойниханом становится ясно, что существует острое осознание необходимости обеспечения поставок SAF, но в то же время в отрасли существует большая неопределенность по этому поводу.
«В краткосрочной перспективе трудно понять, что делают производители топлива. Вот почему мы говорим с ними. Но до сих пор не очень ясно, какими будут объемы», — сказал Мойнихан, прежде чем перейти к сравнению ситуации по обе стороны Атлантики. «В США уже есть значительные объемы производства, потому что у них много налоговых списаний и льгот. И у них нет мандатов там. В ЕС у нас есть палочный подход.
«Теперь мы надеемся, что после того, как Закон о чистой нулевой промышленности [a package of measures approved by the EU Commission to support and promote clean technologies in the EU – ed. note] там, финансирование начинает фильтроваться и каскадироваться, и мы увидим ситуацию, аналогичную той, что в Америке».
Wizz Air также лоббирует различные национальные правительства в ЕС, чтобы они выступали за национальные стратегии SAF и побуждали правительства начать планирование увеличения поставок SAF. Это включает в себя рассмотрение того, как будет получен SAF и откуда он будет поступать, если отрасль должна соблюдать мандат ЕС».
Однако Мойнихан сохраняет оптимизм. «Через год все будет выглядеть совсем иначе, и у нас будет гораздо больше определенности и ясности», — сказала она.
Независимо от того, выполнили ли правительства свою домашнюю работу по поставкам SAF или нет, Wizz Air уже изложила свою стратегию закупок SAF до 2030 года.
Целостный подход
Есть и другие аспекты программы ESG и устойчивого развития Wizz Air, которые также заслуживают внимания. Например, с 2025 года будут отслеживаться неуглеродные выбросы, а внутренняя программа под названием «Послы устойчивого развития» позволит сотрудникам Wizz Air продвигать конкретные инициативы в области устойчивого развития, где бы они ни находились.
Авиакомпания также заботится об утилизации отходов, особенно на своей основной базе в Будапеште, хотя Мойнихан признал, что не всегда возможно внедрить одни и те же стандарты и процедуры во всей обширной сети авиакомпании.
Команда Мойнихана также изучает влияние поставщиков авиакомпании на окружающую среду. На этом фронте неполные или фрагментарные данные не облегчают работу, но тем не менее они продолжаются.
«Скоро будет новая директива по отчетности, и мы хотим опередить ее», — сказала она.
Одна вещь, которая не фигурирует в стратегии устойчивого развития Wizz Air, — это компенсация выбросов углерода.
В то время как авиакомпания предлагает возможность добровольной компенсации рейсов через компанию CHOOOSE, Мойнихан объяснил, что Wizz «не имеет большого потока, потому что мы не предлагаем его по пути бронирования».
Она продолжила: «Это то, что вы можете сделать добровольно после бронирования, но это не то, что мы включаем в нашу стратегию устойчивого развития».
Но с какой самой серьезной проблемой сталкиваются авиакомпании, продвигаясь по пути устойчивого развития?
«SAF представляет собой проблему из-за ограничений, существующих в настоящее время на рынке, его стоимости и предложения», — пояснил Мойнихан. «Тот факт, что SAF по-прежнему в два-три раза дороже, вызывает у нас огромную озабоченность, поскольку мы являемся сверхдешевым перевозчиком.
«Наша игра требует затрат, и нам нужно знать, каковы затраты, чтобы оценить наши билеты. Таким образом, стоимость очень важна для нас. Неопределенность делает это большой проблемой».
Она добавила: «В настоящее время предложения SAF недостаточно, но есть большой спрос, поэтому мы пытаемся получить как можно больше SAF».
Затем, конечно, возникает неизбежный вопрос относительно утверждений климатических активистов о том, что авиакомпании систематически занимаются гринвошингом.
Однако ответ Мойнихана ясен и прямолинеен. «Мы не боимся обвинений в гринвошинге, потому что полагаемся на факты», — сказала она. «Мы полагаемся [on] и получить нашу информацию от потребителей. Мы очень заинтересованы в том, каковы настроения потребителей и как они относятся к нашей стратегии в области устойчивого развития».
Она продолжила: «У нас самая низкая интенсивность выбросов в нашей отрасли в Европе. Это факт. Мы не заявляем, как это делают другие авиакомпании, что несем ответственность. Мы говорим: если вам нужно лететь, летайте с нами, потому что у нас самая низкая интенсивность выбросов углерода».
Но как насчет уровня выбросов? Это вызывает огромную озабоченность у активистов по борьбе с изменением климата, и бюджетные авиакомпании, такие как Wizz Air, привлекают больше людей к полетам.
«Вы должны сбалансировать это с положительными сторонами путешествия. Путешествия — это сила добра в конце дня, для поддержания бизнеса и связи», — сказала она. «Всегда будут те, кто за и против полетов».