ATO.ru — Правительство Российской Федерации утвердило комплексную научно-техническую программу полного инновационного цикла «Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства», целью которой ставится не только скорейшее достижение технологического суверенитета, но и необходимость добиться технологического лидерства страны за счет создания передовых технологий производства композиционных материалов (КМ) и изделий из них.
Общий объем финансирования программы до 2027 года составит более 6,7 млрд руб. Половина из них — средства федерального бюджета. Они будут предоставляться в виде грантов в форме субсидий в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Программой предусмотрены в период 2023–2027 годов разработка и внедрение не менее 42 технологий, соответствующих актуальным тенденциям мирового рынка.
Так, например, одна из стоящих задач — снижение стоимости углеродного волокна. Кроме того, специалистам нужно будет найти оптимальные решения по утилизации композитных отходов и производству материалов на основе вторично переработанного углеродного волокна. Одно из приоритетных направлений программы — кадровое обеспечение отрасли композиционных материалов.
Разработкой новых технологий займутся ведущие российские научные и производственные центры, среди которых Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, ООО «Завод углеродных и композиционных материалов», Институт физики твердого тела РАН, Научно-производственный центр «Углеродные волокна и композиты», Московский авиационный институт, ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, ЦИАМ им. П. И. Баранова.
Так, ЦАГИ станет соисполнителем по проектам комплексной программы разработки технологий получения препрегов, углепластиков и гибридных полимерных КМ со сверхнизкой поверхностной плотностью наполнителя (от 30 г/кв. м) для создания сверхлегких конструкций авиационного и ракетно-космического назначения.
ЦИАМ станет соисполнителем по проектам, связанным с разработкой полимерных КМ нового поколения на основе углеродного волокна, обладающих повышенной стойкостью к ударным нагрузкам и вязкостью разрушения, а также с разработкой термопластичных препрегов (полуфабрикатов КМ) с пониженным коэффициентом вариации свойств.
«Наш внутренний рынок композиционных материалов начинает активно развиваться, формируются цепочки производственной кооперации и перехода на новые материалы. Это особенно актуально для авиационной промышленности, ведь без новых материалов невозможно создание новых образцов авиационной техники», — отметил Андрей Дутов, глава НИЦ «Институт им. Н. Е. Жуковского», куда входят ЦАГИ и ЦИАМ. — ATO.ru