АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Старейший работник ЦИАМ награжден почетной грамотой Минпромторга


[image]

За большой личный вклад в развитие промышленности и многолетний добросовестный труд ведущий научный сотрудник Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») Лев Самойлович Рысин награжден Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Эта награда стала прекрасным подарком к его дню рождения: 24 февраля 2023 года старейший работник института, ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный ветеран труда ЦИАМ, проработавший в институте 67 лет, отметил свое 99-летие!

В торжественной обстановке грамоту ему вручили представители руководства ЦИАМ.

Пресс-служба института не могла остаться в стороне от столь славных событий в жизни Льва Самойловича и пообщалась с именинником. Говорили о прошлом, настоящем, немного о будущем и, конечно же, о ЦИАМ, которому Лев Самойлович посвятил большую часть своей жизни и своих стихов.

Лев Самойлович — человек, о котором можно сказать: много видел и много знает. Почтенный по возрасту и молодой по восприятию жизни. В нем органично уживаются совершенно разные таланты: ученого, поэта, музыканта, заводилы и души любой компании. В свои годы обладает великолепным чувством юмора, а, между прочим, научно доказанный факт — люди, живо реагирующие на шутки и не теряющие способность шутить, молоды душой. Лев Самойлович остается в строю, несмотря на время, обстоятельства и внушительный возраст, что указан в паспорте… Ученый, который своим трудом создал ценное научное наследие, написал и настоящий гимн, воспевший родной институт!

Вспоминая прошлое, он, в первую очередь, говорит о периоде жизни, который пришелся на военные годы. Молодой Лев Рысин едва успел перешагнуть школьный порог, когда прогремела новость о начале войны. О том, как скоро пришлось взрослеть, он написал в книге откровений «Мои сороковые»:

«В начале сороковых я посчитал себя уже «зрелым» человеком, так как в сорок первом году окончил среднюю школу и документ, который я получил, назывался «аттестат зрелости». Однако последующие события показали, что это не так. Началась Отечественная война, а с ней и мои «сороковые», мое взросление».

Конечно же, как все мальчишки сорок первого, рвался на фронт, но учеба в МАИ, куда уже успел поступить, отсрочила начало его боевой биографии. В 1942 году, после военной подготовки в Ярославском авиационно-техническом училище, Лев Рысин был направлен на Дальний Восток для службы в морской авиации в качестве стрелка-моториста. «Там я участвовал в боевых действиях с Японией», — вспоминает фронтовик.

Славное боевое прошлое Льва Рысина отмечено рядом наград, среди которых орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Японией».

Времена меняют ориентиры. В мирное время основным интересом бывшего студента, конечно же, стало продолжение учебы. Навыки, приобретенные за годы службы в авиаполку, лишь подогревали интерес к двигателестроению. Ведь именно на авиамоторный факультет он был зачислен в МАИ. А стрелок-моторист на фронте — это и помощник борттехника, обеспечивающего техническое состояние самолета, и пулеметчик в полете. Техническое обслуживание самолета и двигателей дало ему много новых знаний, которые он впоследствии умело применял в профессии.

После окончания института в 1956 году в трудовой книжке Рысина появилась отметка о приеме на работу в ЦИАМ.

ЦИАМ стал еще одной, не менее важной, и гораздо более продолжительной вехой в жизни Льва Самойловича. Здесь, в лаборатории № 6 малоразмерных газотурбинных двигателей, он делал первые шаги на поприще ученого в одной из самых сложных и стратегически важных для страны сфер — авиадвигателестроении.

Работая в ЦИАМ, он занимался научной деятельностью, связанной с разработкой и доводкой отечественных двигателей ГТД 350, Д 25, ТВ2 117, ТВ3 117, ТВД 10, ТВД 20 для вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-17, Ми-24 и самолетов Ан-28, Ан-3. В 1966 году Лев Самойлович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Защита от вредного воздействия выхлопных газов на вертолетные двигатели».

В последние годы научный интерес Льва Самойловича сконцентрирован вокруг решения актуальных проблем эксплуатации газотурбинных двигателей, а именно защиты от пылевого износа и воздействия вулканического пепла.

Результаты выполненных под его руководством расчетных и экспериментальных исследований применены в том числе и при создании новейшего российского авиадвигателя ПД-14.

Мы нередко слышим слова о преданности профессии, патриотизме, любви к делу… Лев Самойлович Рысин олицетворяет собой все эти качества. Бесконечно преданный двигателестроению, относящийся к нему с поэтическим трепетом, буквально погруженный в профессию и живущий наукой, он продолжает быть в центре событий.

Не стареет и поэтическая душа. На вопрос «Чего бы хотелось еще…?» отвечает: хочется, чтобы кто-то написал музыку к словам гимна, посвященного родному институту — месту его жизненной силы и неисчерпаемому источнику вдохновения.

Нам не время курить фимиам —
Не для этого мы рождены.
Для того и был создан ЦИАМ,
Чтоб ковать щит и меч для страны,

Чтоб крылатою стала страна,
Чтоб дороги прошли сквозь простор.
У любого свершенья цена,
Мы бесценным признали — мотор!

Гудит турбина — в ней наша мысль.
Стремглав машина взмывает ввысь.
В просторы неба мотор зовет,
И наша жизнь — как тот полет!

И грядет молодая волна
Продолжателей дела ЦИАМ.
А для тех, у кого седина,
Наш поклон и признательность вам!

Вы уйдете, оставив навек
Здесь свой след и о небе мечту.
Для того ведь живет человек,
Чтобы брал он свою высоту!

Гудит турбина — в ней наша мысль.
Стремглав машина взмывает ввысь.
В просторы неба мотор зовет,
И наша жизнь — как тот полет!

ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») — единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения — от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» (далее — Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).



Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦИАМ».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.



Source link

Прокрутить вверх