Аэродром Кубинка, расположенный в 60 км к западу от Москвы, хорошо известен не только в России, но и за рубежом. За ним уже давно закрепилась репутация гарнизона ВВС, в котором руководителям страны и зарубежным делегациям демонстрировались новейшие образцы боевой авиационной техники.
Летчики Кубинки первыми в СССР осваивали одиночный и групповой пилотаж на реактивных истребителях: еще 1 мая 1946 г. асы из Кубинки впервые прошли над Москвой в строю парадного расчета. Сегодня Кубинка известна как школа номер один пилотажного мастерства, место дислокации всемирно известных пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи». Между тем Кубинка — это еще одна из крупнейших баз российских ВВС в московском регионе, имеющая 65-летнюю историю.
С 1935 г. здесь базировался 82-й отдельный авиаотряд, а с 1938 г. — 11-й и 24-й авиаполки. Летчики этих частей проводили войсковые испытания новых советских истребителей Як-1 и ЛаГГ-3, а в годы войны защищали небо столицы. После войны в Кубинке дислоцировалась 324-я Свирская Краснознаменная истребительная авиадивизия. В ноябре 1950 г. она в полном составе была переброшена в Корею, а ее место заняла 9-я истребительная авиадивизия. С 1952 г. в Кубинке базируется 234-й иап — предшественник нынешнего 237-го Центра показа авиационной техники.
В мае 1989 г. на вооружение 1 -й авиационной эскадрильи Центра (в то время — 237-го смешанного авиаполка) поступили истребители Су-27. Освоение нового самолета летчиками шло быстро, и вскоре были выполнены первые тренировочные полеты в составе пары, тройки, а затем и четверки самолетов в строю «ромб». Ведущим первого ромба стал Анатолий Арестов, левым ведомым — Александр Дятлов, правым — Иван Кирсанов, хвостовым ведомым — Владимир Букин. Оказалось, что удерживать Су-27 в плотном строю при маневрировании группы намного сложнее, чем, например, МиГ-29. Причин тому было несколько: большие размеры, вес, а значит и инертность самолета, особенности работы электродистанционной системы управления самолетом и, как ни странно, его великолепная аэродинамика. Сложностей было много. Но как велико было желание летчиков делать на нем то, что до этого выполняли в Кубинке на МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29!
В начале 1991 г. был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов: ведущий — Владимир Басов, левый ведомый — Александр Дятлов, правый — Сергей Ганичев, хвостовой — Владимир Букин, левый внешний — Владимир Баженов, правый внешний — Александр Личкун. Предстоял первый зарубежный визит в Великобританию. Решено было дать название новому подразделению, придумать эмблему, пошить комбинезоны, разработать окраску самолетов.
Пилотажная группа «Русские Витязи» была организована 5 апреля 1991 г. из лучших летчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших технику высшего пилотажа на истребителях 4-го поколения Су-27. Организационно группа входит в состав 237-го поколения Центра показа авиационной техники (ЦПАТ) им. И.Н. Кожедуба Военно-воздушных сил России. Уникальность «Русских Витязей» состоит в том, что это единственная пилотажная команда, выполняющая групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях.
Зарубежная премьера «Русских Витязей» состоялась в сентябре 1991 г., когда группа впервые демонстрировала высший пилотаж в Великобритании.
Аэродром Кубинка, расположенный в 60 км к западу от Москвы, хорошо известен не только в России, но и за рубежом. За ним уже давно закрепилась репутация гарнизона ВВС, в котором руководителям страны и зарубежным делегациям демонстрировались новейшие образцы боевой авиационной техники. В начале 1991 г. был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов: ведущий — Владимир Басов, левый ведомый — Александр Дятлов, правый — Сергей Ганичев, хвостовой — Владимир Букин, левый внешний — Владимир Баженов, правый внешний — Александр Личкун. Предстоял первый зарубежный визит в Великобританию. Решено было дать название новому подразделению, придумать эмблему, пошить комбинезоны, разработать окраску самолетов.
Так 5 апреля 1991 г. родились «Русские Витязи». (Для справки: «Витязь — в древней Руси отважный, доблестный воин» (Толковый словарь Ожегова)). Уже в сентябре «Витязи» вылетели в Великобританию. Далее были Малайзия, США, Франция, Голландия, Канада, Словакия, Норвегия, Бельгия, Люксембург. Везде выступления «Русских Витязей» вызывали аплодисменты зрителей. Так было и на очередном авиасалоне в Малайзии в декабре 1995 г. А вернуться оттуда домой в родную Кубинку довелось не всем «Витязям»…
12 декабря 1995 г. при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань, из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя «Русских Витязей». Погибли 4 летчика пилотажной группы — гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой. Их похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 г. на могиле погибших «Русских Витязей» открыт памятник.
Казалось, «Витязи» уже никогда не смогут оправиться от случившегося. В то, что «Русские Витязи» восстановятся и продолжат свои выступления не верили многие и в России, и за ее пределами. И оказались не правы! Вновь слетанный ромб в составе Александра Личкуна, Владимира Ковальского, Сергея Климова и Владимира Букина на четверке Су-27 в новой яркой окраске был показан публике в сентябре 1996 г. на гидроавиасалоне «Геленджик-96». В 1997 году была поднята шестерка. Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым — Иван Кирсанов. В июне 1997 г. «Витязи» впервые, после полуторагодового перерыва, вылетели за границу. После трагедии в Камрани «Русские Витязи» уже успели побывать в Австрии, Словакии, Франции, Китае.
В сентябре 1997 года группа посетила с дружественным визитом Францию, где приняла участие в праздновании 55-летия полка «Нормандия-Неман». Во время празднования 850-летия Москвы «Русские Витязи» в ночном небе столицы открывали лазерное шоу Жана -Мишеля Жарра. В ноябре 1998 года группа приняла участие в авиасалоне «Чжухай-98», КНРВ 1999-2000 гг. выполнялись многочисленные показы в городах России, и в конце 2000 года состоялся повторный визит в Китай. В мае 2002 года группу возглавил Заслуженный военный летчик РФ полковник Игорь Ткаченко.
На гидроавиасалоне «Геленджик-2002» выступала пара с комплексом синхронного и встречного пилотажа. К 65-летию образования 237 гв. ЦПАТ в марте 2003 года четверка «Русских Витязей» совместно с пилотажной группой «Стрижи» выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов.
На МАКС-2003 пилотажная группа «Русские Витязи» вновь выступила в составе шести самолетов. В качестве внешних ведомых в состав группы вошли Олег Ерофеев и Андрей Алексеев.
В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа, ведущий — Игорь Ткаченко. Этот факт сам по себе стал мировым рекордом в истории авиации.
В этом же году группа успешно выступила на нескольких авиашоу, в том числе числе на «Фестивале пилотажных групп» в Жуковском, на авиашоу «Асы Второй мировой войны» в Монино и уже в третий раз на гидроавиасалоне в Геленджике.
В январе 2005 года группа впервые совершила визит на Аравийский полуостров в Объединенные Арабские Эмираты для участия в авиашоу «Аль Эйн-2005».
9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Русские Витязи» совместно с пилотажной группой «Стрижи» в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью.
А спустя несколько дней группа перебазировалась на полуостров Таймыр в город Дудинка, где впервые выполнила воздушный показ за полярным кругом.
Летом того же года группа продемонстрировала свой пилотаж в городах Санкт-Петербург и Казань, а в городах Череповец и Вологда ею были выполнены показы на расстоянии 800 километров от аэродрома базирования без посадки.
В августе «Витязи» снова приняли участие в авиашоу «Асы второй мировой войны» и традиционно выступили на авиасалоне МАКС-2005.
Осенью группа вылетела в Заполярье на полуостров Ямал в город Салехард, после чего выступила в Ахтубинске в честь 85-летия 929 ГЛИЦ, где мастерство «Русских Витязей» оценивали настоящие профессионалы — летчики-испытатели.
19 октября 2005 года командиром пилотажной группы становится Игорь Шпак.
В начале 2006 года состоялся визит в ОАЭ, где в небе над Аравийской пустыней «Витязи» заняли первое место в классе группового пилотажа на реактивных самолетах, с честью продемонстрировав летное мастерство и высочайшие качества Су-27. Группа выступила с новой программой, в которую вошли групповые вращения вокруг продольной оси в пилотажном порядке «Клин», двойной боевой разворот, «ухо» и «бочка». Летчики были награждены золотыми медалями FAI (Международная авиационная федерация).
В этом же году в марте и ноябре состоялись визиты в Китайскую Народную Республику, где «Русские Витязи» открывали «Год России в Китае» и участвовали в Международном авиакосмическом салоне «Чжухай-2006».
5 апреля 2006 года АГВП «Русские Витязи» отметила свое 15-летие грандиозным воздушным показом на родном аэродроме.
В конце апреля республика Беларусь встречала «Витязей» на юбилее авиабазы в городе Барановичи. В том же году высший пилотаж был продемонстрирован в небе над Хабаровском и на гидроавиасалоне в Геленджике, на открытии которого группа летала в составе шести самолетов. Левым внешним ведомым был подготовлен Виталий Мельник.
Продолжая славные традиции воздушных парадов над Красной Площадью, 9 мая 2007 года был снова выполнен пролет в совместном строю с пилотажной группой «Стрижи» в составе девяти самолетов.
Знаменательным событием в истории пилотажной группы стал МАКС-2007. Тогда, в августе 2007 года, впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная «бочка» в составе группы из девяти боевых самолетов, названная, благодаря своим очертаниям и уникальности, «кубинским бриллиантом». Состав «бриллианта» с 2004 года оставался постоянным. Самолеты пилотировали Игорь Ткаченко, Николай Дятел, Игорь Соколов, Игорь Шпак, Олег Ерофеев, Андрей Алексеев, Геннадий Авраменко, Виктор Селютин и Олег Ряполов.
В 2007 году группа провела еще немало показательных выступлений в городах России. Это были Ростов-на-Дону и Пушкин летом, Сургут и Ханты-Мансийск в сентябре.
На праздновании 95-летия ВВС России «Витязи» продемонстрировали свое мастерство в небе над Монино, а несколькими месяцами ранее гул кубинской «шестерки» разрывал небо над Санкт-Петербургом.
70-летие 237-го ЦПАТ «Русские Витязи» совместно со «Стрижами» отметили 22 марта 2008 года в небе над родной Кубинкой. В ходе совместного выступления была выполнена «бочка» «девяткой» в новом составе.
9 мая 2008 года ставшая уже традиционной воздушная часть Парада Победы завершилась незабываемым пролетом «кубинского бриллианта» над Красной Площадью.ких Витязей».
Использован текст с порталов: http://www.rusarmy.com/avia/pilotgr/rusvityazi/rusvityazi_history.htm, http://russianknights.ru/istoriya/
Также можно приобрести в магазине AviaImages.RU авторские фотокартины, качественная фотопечать которых доступна на специальном холсте:
Ресурс: | Ссылка на автора: |
Facebook.com | https://www.facebook.com/sereginphotographer |
LiveJournal.COM | https://aviaimages.livejournal.com |
https://www.instagram.com/aviaimages.ru/ | |
WhattsApp | Перейдите по ссылке, чтобы присоединиться к моей группе в WhatsApp: https://chat.whatsapp.com/CPyf0xOJZnmJcmBBSJhAuL |
ASppaImages.COM | http://asppaimages.com |
VK.COM | https://vk.com/aspressphoto |
Sports.RU | https://www.sports.ru/tribuna/blogs/asppaimages/ |
aspressphoto@gmail.com |