14 мая исполнилось 126 лет со дня рождения советского ученого, мыслителя и авиаконструктора итальянского происхождения Роберта Людвиговича Бартини. Он разработал более 60 проектов самолетов, предвосхитил целые направления в авиастроении, и сам Сергей Королев называл его своим учителем. Значимый период жизни Бартини посвятил работе главным конструктором в ОКБ при серийном авиационном заводе №86 в Таганроге, впоследствии ТАПО им. Г. Димитрова, ныне входящем в состав ТАНТК им. Г.М. Бериева Объединенной авиастроительной корпорации. О невероятной судьбе авиаконструктора и его работах — в нашем материале.
«Чтобы красные самолеты летали быстрее черных»
Имя Роберта Бартини, как, впрочем, и Сергея Королева, и многих других известных ныне конструкторов, было долгое время засекречено. А те факты о нем, которые нам известны, иногда настолько противоречивы и необычны, что кажутся эпизодами из приключенческого или даже фантастического романа. Путаницу вносил и сам конструктор, мистифицируя и тасуя детали своей биографии.
Бартини как будто успел прожить несколько жизней. Будущий авиаконструктор родился вне брака в 1897 году в Австро-Венгрии и через несколько лет был усыновлен знатной состоятельной семьей Орожди. Юный барон получил прекрасное образование, разговаривал на итальянском и венгерском языках, а в 1912 году, увидев показательное выступление русского летчика и пионера мировой авиации Харитона Славороссова, увлекся авиационной тематикой.
По окончании школы офицеров запаса барон Орожди участвует в Первой мировой войне, где в ходе Брусиловского прорыва был захвачен в русский плен, в котором провел несколько лет. Считается, что там впервые Роберт проникся коммунистическими идеями. В 1920 году вместе с другими военнопленными он репатриируется в Италию. Далее, несмотря на свое аристократическое происхождение, Орожди работает на самых низовых должностях на автозаводе в Милане и одним из первых вступает в только что созданную Компартию Италии. В 1922 году он экстерном сдает экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института и получает лицензию пилота.
С приходом к власти Муссолини в Италии начинаются гонения на коммунистов, и компартия тайно переправляет Орожди в Советский Союз через Швейцарию и Германию, где конструктор меняет фамилию на Бартини. Решение о его эмиграции принимается на собрании ЦК компартии, где он дает клятву всеми силами содействовать тому, чтобы «красные самолеты летали быстрее черных», которой он и остался верен на всю жизнь.
В СССР в 1920-е годы было немало иностранцев, веривших в идеалы нового режима и готовых трудиться на благо мировой победы коммунизма, поэтому молодой итальянец не вызывал удивления. Бартини начинает работать в Москве на ходынском Научно-опытном аэродроме ВВС. Затем, уже в Севастополе, возглавляет экспериментальную группу по проектированию гидросамолетов — с этой темой Роберт Людвигович будет связан до конца своих дней. В 1930 году конструктор руководит подготовкой к знаменитому перелету в США самолета ТБ-1 «Страна Советов», за что получает премию правительства.
Провидец из «шарашки»
С 1930-х годов начинается конструкторская деятельность Бартини. Нужно сказать, что он не был авиаконструктором в привычном понимании. По воспоминаниям его сотрудников, он не мог рассчитать и начертить простые авиационные узлы, но зато отлично представлял, «видел» будущую машину целиком. В 1932 году в СНИИ (завод №240) гражданского воздушного флота, куда Бартини назначен главным конструктором, под его руководством разрабатывается экспериментальный скоростной самолет «Сталь-6», поставивший мировой рекорд скорости в 420 км/ч. Несмотря на то, что в конструкции самолета были применены новаторские решения, в серию машина не пошла, как и следующий, еще более передовой истребитель «Сталь-8».
С 1934 по 1937 год Бартини разрабатывает самолет «Сталь-7» двойного назначения с крылом «обратная чайка», также ставший рекордсменом по скорости в своем классе. Развитием самолета Бартини стал бомбардировщик Ер-2, совершавший налеты на Берлин. Однако свидетелем рекорда своего детища конструктору стать не удалось — в 1938 году его по надуманному предлогу обвиняют в подготовке диверсий и шпионаже в пользу Муссолини. Роберт Людвигович приговаривается к десяти годам лишения свободы и направляется в «туполевскую шарашку» − закрытое авиационное КБ тюремного типа ЦКБ-29.
Бартини всегда смотрел в будущее авиации, многие его работы опережали время. Так, в эвакуации в Омске он задумывает самолет с крылом переменной стреловидности и расчетной скоростью 2200 км/ч. На практике такой скорости истребители смогут достичь только в конце 1950-х.
Следующим прорывным проектом конструктора стал первый в мире широкофюзеляжный транспортник для перевозки людей и тяжелой техники Т-117. Для его реализации Бартини отправляют в Таганрог, где он возглавляет коллектив инженеров-заключенных в ОКБ-86 при заводе им. Димитрова. Однако и этот проект по велению свыше был закрыт — стране в послевоенные годы были больше нужны бомбардировщики, чем грузовые самолеты. Через десять лет наработки Бартини лягут в основу транспортного Ан-8.
Непонятый гений советской авиации
Оставшись без работы, Роберт Людвигович развивает идею крыла переменной стреловидности, открывавшего возможности для длительных полетов на сверхзвуке, которое позже назовут крылом Бартини. Однако и этот проект, подтвердить на практике расчеты по которому помог ученик Бартини Сергей Королев, был свернут после отставки его заказчика − маршала Жукова. История повторяется, и в будущем подобное крыло появится на знаменитом сверхзвуковом лайнере Ту-144.
В 1960-е годы, когда ожесточается противостояние СССР и США и ставка делается на подлодки с ядерными боеголовками, возникает необходимость в новых средствах борьбы с ними. Бартини, который в своих идеях всегда шел наперерез общепринятой логике развития авиации, предлагает бороться с подлодками противника с помощью авиационного противолодочного комплекса, основой которого стал бы самолет-амфибия с вертикальным взлетом и посадкой. Проект получает одобрение Министерства обороны. В 1972 году вертикально взлетающая амфибия ВВА-14, построенная на Таганрогском авиационном заводе имени Г. Димитрова, совершает первый полет.
ВВА-14 стала первой амфибийной машиной Бартини, которую конструктор увидел в небе, и одновременно последней в его карьере авиаконструктора. Тема вертикально взлетающей амфибии будет закрыта уже после смерти конструктора в 1976 году. В своем завещании итальянский барон советской авиации попросил все его документы, бумаги, фотографии запаять в цинковый ящик и открыть к его 300-летию, в 2197 году, видимо, в надежде, что хотя бы потомки смогут оценить его труды.
За свою жизнь Роберт Бартини разработал более 60 проектов самолетов, его идеи вдохновляли многих современников. Разработки его учеников, возможно, никогда не появились бы на свет, не будь их создатели знакомы с гениальным конструктором.
Бартини был одним из тех, кого часто называют людьми эпохи Возрождения. Подобно своим великим соплеменникам Леонардо да Винчи и Джордано Бруно, Бартини был и ученым-практиком, и философом, и писателем, и художником в одном лице. И мир он воспринимал так же целостно, исследуя его со всех сторон и проникая в суть вещей.
Авторские права на данный материал принадлежат компании «Госкорпорация Ростех».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.