Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работают без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружия, промышленных дизайнерах, маркшейдерах, криптографах и других специальностях.
Герой сегодняшнего выпуска — инженер-технолог транспортного остекления. О своей профессии рассказывает Дмитрий Чечин, начальник сектора научно-исследовательской лаборатории направления «Стекло» ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина. Он разработал новый способ изготовления оптических сложнопрофильных изделий авиационного остекления из монолитного поликарбоната. Новая технология улучшила качество выпускаемых изделий и сократила затраты на производство. Экономический эффект от использования инновационного решения в 2022 году превысил 12 млн рублей.
Это не единственная разработка молодого начальника сектора. Предложенная Дмитрием технология формования позволила впервые в России получить многослойные особопрочные изделия авиационного остекления из монолитного поликарбоната с превосходными оптическими характеристиками. Дмитрий Чечин — лауреат премии посла Китая в Российской Федерации за достижения в сфере разработки новых технологий для аэрокосмической отрасли в номинации «Авиация и космонавтика».
— Дмитрий, какое образование нужно получить, чтобы стать инженером-технологом транспортного остекления?
— В первую очередь необходимо получить высшее техническое образование. Базовые дисциплины — физика, математический анализ, теоретическая механика, органическая химия. Наиболее предпочтительная специальность — материаловедение. Допустимы и другие технические специальности, но в этом случае придется некоторые дисциплины изучать самостоятельно для полноценного понимания процессов, происходящих при разработке и изготовлении изделий остекления. Срок обучения 5-6 лет.
Профессия интересна в первую очередь необходимостью постоянно разрабатывать новые и усовершенствовать существующие технологии изготовления остекления, в том числе поликарбонатного. Это непрерывный мыслительный и экспериментальный процесс с целью создания того, что в нашей стране еще никто не делал. Данная профессия подойдет тем, кто любит решать сложные технические задачи, анализировать процессы в смежных областях, искать и находить нестандартные пути решения.
Начинать придется с должности техника-технолога либо инженера-технолога, принимая участие в производстве уже разработанного кем-то остекления. В процессе освоения технологии и изучения нюансов производства будут возникать задачи, требующие решения. С опытом сложность решаемых задач будет расти вплоть до самостоятельной разработки конструкции изделия остекления и технологического процесса его изготовления.
— Какие знания и опыт нужны инженеру-технологу? Какие навыки и умения самые важные?
— Для решения задач, возникающих при разработке и изготовлении остекления, необходимы знания в области физических и химических свойств прозрачных материалов. Знание и понимание взаимодействия и влияния на процесс теплопроводности, температуры размягчения, твердости, прочности, химической стойкости к воздействию агрессивных веществ и т.д. Так же необходимо решать задачи обеспечения оптических параметров. Многие знания придется получать с помощью экспериментов и сравнительных испытаний.
Основная сложность заключается в уникальности технологии изготовления остекления из монолитного поликарбоната. Большинство операций разрабатывается впервые. Для отечественной авиационной промышленности этот материал достаточно новый, но в тоже время перспективный. Научные публикации по остеклению из монолитного поликарбоната на русском языке встречаются редко, иностранные коллеги своими наработками делиться не спешат.
Основной вектор моего направления — создание многослойного, многофункционального высокопрочного остекления, которое должно сочетать в себе на первый взгляд несовместимые свойства. Например, защищать пилота от теплового воздействия и в тоже время быть электрообогреваемым. Иметь сложную форму и геометрию и в тоже время не иметь оптических искажений при просмотре через него. Решения подобных задач возможно только при совмещении научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, умении концентрироваться на решении поставленной задачи, стремлении к новым знаниям, желании экспериментировать и не бояться ответственности. Наверное, это главное в моей работе.
— С каким оборудованием работает инженер-технолог? Как проходит ваша работа?
— В основном используется производственное оборудование, разработанное и изготовленное собственными силами либо по индивидуальному заказу, а также стандартное измерительное оборудование для определения свойств и параметров материалов и изделий.
Работа разделена на два направления. Первое — изготовление разработанных ранее серийных изделий остекления. Второе — разработка новых изделий, удовлетворяющих заданным требованиям.
Сначала разрабатывается конструкция остекления, затем технология изготовления заготовок, близких по форме к готовому изделию. На заготовках отрабатываются различные технологические приемы и операции, корректируются технологические оснастки и приспособления. Следующим этапом идет изготовление опытных образцов. В случае их соответствия оптическим, геометрическим и весовым характеристикам опытные образцы направляются на испытания для подтверждения требований технического задания.
— Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?
— В текущей ситуации, когда продукция зарубежных производителей остекления стала недоступна для отечественных разработчиков самолетов, количество проводимых разработок и выпуска авиационного остекления значительно выросло. Поэтому перспективы добавляют оптимизма. Увеличение количества и рост сложности поставленных интересных инженерных задач в области авиационного остекления — это много интересной и нужной стране работы.
Авторские права на данный материал принадлежат компании «Госкорпорация Ростех».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.