АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Проблемы Boeing продолжаются из-за проблемной миссии Starliner


Это печальная эпоха для Boeing, и их нынешние летные испытания экипажа Starliner (CFT) для НАСА являются последним примером. Это не только авиация. У компании Boeing было десять лет, чтобы привести в порядок свой космический корабль, и более 4 миллиардов долларов на это, а также провести два предыдущих беспилотных испытания, потому что первое провалилось. Проблемы Boeing теперь продолжаются в связи с проблемной в настоящее время миссией по испытанию экипажа Starliner.

Как и ожидалось, и НАСА, и Боинг преуменьшают значение этого факта, говоря, что «космос – это сложно». В капсулах нет ничего нового, как и в подаренной им рабочей лошадке ракете Atlas V. SpaceX уже несколько лет успешно запускает свой космический корабль Dragon во многих миссиях. Новички в квартале стали профессионалами. Так в чем же оправдание Боинга?

Утечки гелия и проблемы с двигателем

Астронавты НАСА Бутч Уилмор и Суни Уильямс запускают ракету ula atlas-v во время первого пилотируемого полета звездлайнера Boeing 5 июня 2024 года. Фото Улы

Текущая миссия CFT — третье летное испытание Starliner, но сначала с экипажем. Конечно, вам придется провести летные испытания, чтобы устранить любые проблемы, которые можно обнаружить только в полете. Однако даже после двух предыдущих испытаний капсула выполнила еще одну проблемную миссию, вынудив экипаж оставаться на Международной космической станции (МКС) до тех пор, пока проблемы не будут устранены и НАСА и Боинг не будут уверены, что Starliner сможет безопасно вернуться. На момент публикации этой истории дата возвращения еще не была объявлена.

Астронавты НАСА Бутч Уилмор и Суни Уильямс стартовали 5 июня со станции космических сил на мысе Канаверал. Однако вскоре проблемы начали возникать.

Звездный лайнер приближается к МКС (фото НАСА)

Пять отдельных утечек были обнаружены в гелиевой системе, которая создает давление в двигательной системе космического корабля. Пять из 28 двигателей системы управления реакцией (RCS) Starliner также вышли из строя, когда экипаж пытался встретиться с МКС для стыковки.

После некоторого устранения неполадок четыре двигателя RCS были снова подключены к сети, и они смогли безопасно состыковаться, но это оставляет много вопросов и опасений по поводу безопасного возвращения домой. Также возникает вопрос, почему такой авторитетный аэрокосмический гигант, как Boeing, до сих пор не может сделать это правильно, спустя столько времени и денег.

Фотография НАСА пристыкованного к МКС космического лайнера

Длительное пребывание в космосе, пока Боинг и НАСА анализируют данные

Системы управления необходимы для безопасной отстыковки и отхода от МКС. Они также необходимы для спуска с орбиты, отделения капсулы экипажа от служебного модуля для входа в атмосферу и последующего успешного входа в атмосферу.

Миссия должна была отстыковаться и вернуться на Землю 14 июня. Однако инженеры и руководители миссии отменили несколько возможностей вернуться, сославшись на необходимость проанализировать больше данных. Теперь они не вернутся до тех пор, пока в начале июля не будут проведены некоторые несвязанные ранее запланированные выходы в открытый космос.

Инженеры Боинга работают на звездлайнере (фото Майка Киллиана/ americaspace.com)

НАСА утверждает, что экипаж может вернуться на Землю на Starliner в случае чрезвычайной ситуации. Ну, если бы это было правдой, почему они до сих пор не вернулись?

Конечно, никто не хочет, чтобы погиб еще один экипаж. При необходимости экипаж Starliner мог бы остаться на МКС на некоторое время и вернуться домой на другом космическом корабле.

Однако Starliner CFT рассчитан на пребывание на МКС всего 45 дней. Будущий космический корабль сможет находиться на орбите до 6 месяцев.

НАСА выделило миллиарды долларов на разработку Starliner и Dragon. SpaceX выполняет свою восьмую длительную миссию с экипажем. У Starliner до сих пор нет ни одного

Когда в 2011 году флот космических шаттлов НАСА вышел на пенсию, Конгресс поручил агентству стимулировать коммерческое развитие, чтобы взять на себя миссии экипажа и грузов на МКС. Они даже позволяют им продавать свои услуги с новыми автомобилями частным клиентам. SpaceX уже делает это. В Boeing заявляют, что у них нет таких планов. Тем временем НАСА сосредоточило свое внимание на SLS/Artemis и возвращении на Луну, чтобы установить долгосрочное присутствие человека.

Администрация Буша приказала вывести из эксплуатации флот шаттлов после потери Columbia STS-107. При администрации Обамы НАСА было приказано стимулировать частное развитие, и оно начало программа коммерческого экипажа.

Фото Майка Киллиана. Шаттл СТС-134

После того, как шаттл «Атлантис» приземлился на STS-135, Америка стала на 100% полагаться на Россию в доставке астронавтов НАСА на МКС и обратно. За 70 миллионов долларов за место американские астронавты летали на лучших технологиях 1960-х годов, которые можно было купить за деньги.

Тем временем в 2014 году НАСА заключило контракты с Boeing и SpaceX на разработку транспортных средств для возвращения человека в орбитальный космический полет на американскую землю.

Последний космический челнок, совершивший полет, «Атлантис», можно увидеть здесь во время операций по стыковке его твердотопливных ускорителей и внешнего топливного бака в культовом корпусе сборки транспортных средств Космического центра Кеннеди. Фото Майка Киллиана

НАСА передало контракт на очень многообещающий «мини-космический челнок» из Сьерра-Невады, названный Стремящийся к мечте, который мог приземлиться практически на любой взлетно-посадочной полосе по всей стране. Он был фаворитом наряду с SpaceX. Вместо этого контракт получил Боинг, находившийся в одной постели с НАСА и правительством.

В конце концов НАСА заключило с Dream Chaser контракт только на грузовые перевозки, но вместо этого они должны были получить контракт на экипаж в 2014 году. Первый грузовой Dream Chaser будет отправлен позднее в этом году из Флориды.

Космический самолет, преследующий мечты Сьерра-Невады. НАСА отказалось от этого в 2014 году, вместо этого заключив контракт на два проекта капсул с Boeing и Spacex (фото предоставлено Сьерра-Невадой).

Наличие двух провайдеров дало бы Америке резерв, если космический корабль потерпит аварию или отключится на какое-то время. Это будет означать, что еще один космический корабль все еще доступен, вместо того, чтобы полагаться на российский «Союз», если один из американских космических кораблей прекратит полеты.

Боинг, уже сотрудничавший с НАСА, получил 4,6 миллиарда долларов. Ракета Atlas V уже была проверенной рабочей лошадкой, но ей требовалась доработка, чтобы довести ее до уровня экипажа. Боингу были переданы стартовая площадка и ракета, за исключением башни доступа экипажа, которую нужно было построить.

Starliner на ракете Atlas V на космической станции на мысе Канаверал (фото Майка Киллиана / americaspace.com)

SpaceX получила половину этой суммы, 2,6 миллиарда долларов, и ей пришлось в течение нескольких лет доказывать свою новую ракету Falcon 9. В НАСА знали, что SpaceX придется проделать гораздо больше работы, поскольку она была новичком в игре.

Угадайте, кто первым вернул экипаж на американскую землю? SpaceX добилась этого на несколько лет раньше Boeing, совершив первый испытательный полет с экипажем для НАСА в 2020 году.

Проблемы со Starliner не являются чем-то новым

Starliner на обработке в космическом центре Кеннеди (фото Майка Киллиана / americaspace.com)

Starliner запустил беспилотный орбитальный полет в декабре 2019 года, и все прошло совсем не очень хорошо. Вскоре после выхода на орбиту у Starliner возникла проблема с автоматическим расчетом времени. Диспетчеры полета отменили стыковку с МКС и вместо этого вывели Starliner на незапланированную стабильную орбиту, чтобы сохранить другие важные цели испытаний миссии, включая сход с орбиты, повторный вход и посадку. Через два дня он вернулся на Землю.

НАСА это не убедило, несмотря на то, что Боинг назвал это хорошим испытательным полетом. Боинг предложил сделать это еще раз за свой счет. В марте 2020 года совместная независимая исследовательская группа НАСА и Boeing обнаружила три принципиальные аномалии: виновниками были две ошибки программного обеспечения и неожиданная потеря связи между космосом и землей. Прежде чем начать повторные летные испытания, они заказали более 80 рекомендаций, охватывающих испытания и моделирование, документацию Совета по изменениям и культуру безопасности.

Первые беспилотные орбитальные летные испытания звездлайнера (ОФТ-1). Миссия вскоре завершилась из-за технических проблем и была благополучно возвращена на Землю (фото Майка Киллиана / americaspace.com)

В преддверии второго запуска со Starliner стало возникать больше проблем. На стартовой площадке некоторые клапаны, связанные с двигателями аварийного отключения и маневрирования Starliner, не открылись должным образом во время обратного отсчета, что привело к сбою.

Компания Boeing решила заменить служебный модуль OFT-2 на модуль, ранее запланированный для миссии CFT, который в настоящее время находится на орбите и испытывает несколько проблем.

Майк Киллиан фото / americaspace.com

OFT-2, наконец, был запущен в мае 2022 года, и, хотя возникли некоторые незначительные проблемы, миссия достигла оставшихся целей испытаний OFT-1 и прошла успешно.

Отставной астронавт шаттла Крис Фергюсон должен был командовать первыми испытаниями Starliner, но затем ушел в отставку

Командовал STS-135 астронавт НАСА в отставке Крис Фергюсон. Затем он присоединился к компании Boeing, чтобы возглавить первую миссию Starliner CFT. Однако позже он отказался от полета, сославшись на семейные обязательства на предстоящий год. Это его публичное оправдание, и он его придерживается.

Отставной астронавт шаттла НАСА Крис Фергюсон, который отказался от командования первыми летными испытаниями экипажа звездного лайнера (Майк Киллиан / americaspace.com)

Однако Фергюсон продолжал участвовать в программе Starliner, став директором по работе экипажа и миссий. «Я также буду выполнять вспомогательную роль — быть глазами и ушами команды CFT», — сказал он. Эта работа будет включать в себя наблюдение за космическим кораблем во время испытаний и «уделение достаточного внимания проблемам, которые необходимо будет решить».

Заглядывая вперед

Хотя для Boeing и Starliner это был трудный путь, они близки к финишной черте сертификации НАСА для начала выполнения оперативных миссий. На сегодняшний день миссия выполнила 77 из 87 запланированных задач летных испытаний, а оставшиеся десять планируется выполнить во время расстыковки, входа в атмосферу и посадки.

«Мы стратегически используем дополнительное время, чтобы расчистить путь для некоторых критически важных операций на станции, одновременно завершая подготовку к возвращению Бутча и Суни на Starliner и получая ценную информацию об обновлениях системы, которые мы хотим провести для миссий после сертификации», — сказал Стив Стич. , менеджер программы коммерческих экипажей НАСА.

У Starliner есть три места для посадки после отстыковки от МКС. Космическая гавань Уайт-Сэндс (WSSH), Нью-Мексико, Уилкокс-Плайя, Аризона, и полигон Дагуэй, Юта.

Предыдущий звездолёт после возвращения с беспилотных летных испытаний. Фото – НАСА/Билл Ингаллс)

Затем экипаж будет доставлен на вертолете в Космический центр Джонсона в Хьюстоне, а космический корабль отправят в другое место для осмотра инженерами.

Как только Starliner успешно завершит программы испытаний и получит сертификат НАСА, Боинг совершит как минимум два, а то и шесть пилотируемых полетов на МКС для НАСА. Обеспечение Америки резервом с несколькими операторами для полетов человека в космос на низкой околоземной орбите.

Майк Киллиан из Avgeekery имеет обширный опыт репортажей о НАСА, освещая американскую космическую программу на постоянной основе с 2009 года. Он наблюдал за развитием программы с конца эпохи шаттлов и до рождения программы коммерческих экипажей, а также осветил все основные вехи развития. поскольку контракты с Boeing и SpaceX были подписаны 10 лет назад.





Source link

Прокрутить вверх