АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Президент Академии наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ) Чуйко В. М. и вице-президент АНАиВ Халютин С. П. посетили ПАО ОДК-Кузнецов в г. Самара


[image]

20 июля 2023 года Президент Академии наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ) Чуйко В. М. и вице-президент АНАиВ Халютин С. П. посетили ПАО «ОДК-Кузнецов» в г. Самара.

В рамках визита заместитель генерального директора — управляющий директор А. А. Соболев познакомил с новым Центром конструкторских разработок и перспективах научных исследований на предприятии, а также рассказал об истории создания авиационных двигателей в музее Н. Д. Кузнецова. Президент АНАиВ В. М. Чуйко сделал запись в книге почетных гостей музея.

После посещения новых корпусов серийного производства проведено совещание, на котором В. М. Чуйко доложил о современном состоянии авиационной отрасли, роли Академии наук авиации и воздухоплавания в научном сопровождении авиационных предприятий и взаимодействии с РАН по фундаментальным научным разработкам.

Президент АНАиВ В.М. Чуйко вручил диплом и удостоверение академика Соболеву А. А., который был избран на общем собрании научного отделения «Двигатели авиационные и их промышленное применение».

В 2022 году ПАО «ОДК-Кузнецов» отметил свой 110-летний юбилей.

2022 год — год 110-летия «наследников» первого в России авиамоторного завода «Гном» — двух современных предприятий ОДК-Кузнецов и производственного комплекса «Салют» ОДК.

Это очередной год развития отечественного ракетного, индустриального и авиационного двигателестроения, следующая ступень, на которую просто невозможно ступить без опоры на инженерные и производственные традиции, историю и наработки прежних лет.

Какой ОДК-Кузнецов в свои солидные 110 лет?

Он огромный и молодой, он набирает обороты. Здесь накоплены знания и традиции, которые придают работе особый смысл. Здесь работают продолжатели тех людей, которые стояли у истоков отечественного авиационного моторостроения, участвовали в первых трансатлантических перелетах легендарных летчиков, работали на грани человеческих возможностей в Великую Отечественную, а после развивали предприятие, которое дает российской космонавтике надежные двигатели, а авиации и газовой отрасли — мощные двигатели. Труд тысяч предшественников лежит в основе гордости и упорства заводчан, однако каждый день для предприятия — новый.

В Москве на Николаевской улице

В 1912 году в Москве на Николаевской улице (сейчас ул. Ткацкая) на базе мастерских открылось небольшое предприятие по производству авиационных двигателей «Гном». Двигатели собирались полностью из ввозимых из Франции деталей и узлов. Предприятие росло и осваивало инновационную для своего времени продукцию, а в 1915 году два французских завода «Гном» и «Рон» слились в одно предприятие. Объединенный завод получил наименование Общество моторов «Гном и Рон».

После революции Обществу моторов «Гном и Рон» присвоено наименование Государственный авиационный завод №2 «Икар». В отличие от ранее производимых моторов, поршневые двигатели М-4 (в 200 л. с.) и М-5 (в 400 л. с.) на заводе «Икар» были построены исключительно силами российских инженеров-техников. В 1926 году был создан первый серийный отечественный поршневой двигатель М-11 конструкции А.Д. Швецова для самолета У-2. В марте 1927 года заводы ГАЗ №2 «Икар» и ГАЗ №4 «Мотор» им. М.В. Фрунзе были объединены в один, который получил наименование Государственный завод №24 имени М.В. Фрунзе.

В 1930-е годы здесь началось производство поршневых двигателей водяного охлаждения легендарного конструктора Александра Микулина. Это было время громких имен: выдающиеся летчики Валерий Чкалов, Михаил Громов, Андрей Юмашев, Георгий Байдуков, Александр Беляков, Сергей Данилин в июне 1937 года первыми в мире проложили кратчайший путь из Москвы в Америку через Северный полюс, совершив на самолетах АНТ-25 с двигателями завода №24 АМ-34 два беспосадочных перелета.

На самарской земле

Великая Отечественная война разделила историю советских заводов на «до» и «после». История ОДК-Кузнецов на самарской земле, как и многих тыловых предприятий, началась с эвакуации.

Основной продукцией московского завода №24 имени М.В. Фрунзе в 1941 году были моторы АМ-35А и АМ-38 конструкции Александра Микулина. Также производились двигатели ГАМ-34бис для торпедных катеров.

В июле 1941 года Москва оказалась в зоне действия немецкой авиации. Чтобы продолжать бесперебойный выпуск двигателей для самолетов, 8 октября 1941 года Комитет Обороны СССР постановил эвакуировать завод №24 им. М.В. Фрунзе в город Куйбышев на территорию строящегося завода №337. Решения военного времени приводились в действие немедленно, и 9 октября стало первым днем эвакуации. В кратчайшие сроки нужно было снять с места огромный завод, перевезти оборудование за тысячу с лишним километров от Москвы на новую площадку, смонтировать и запустить производство.

Уже 14 октября 1941 года первый эшелон с рабочими завода вышел из Москвы по заводской железнодорожной ветке. Из-за нехватки вагонов даже рассматривался вариант отправки рабочих и служащих пешим ходом в Куйбышев через город Горький, сейчас Нижний Новгород.

Директор завода Михаил Сергеевич Жезлов был готов лично возглавить эту колонну: «фрунзенцы покажут новые образцы героизма и погрузят все оборудование, которое в ближайшее время на новом месте встанет на службу нашей авиации». Заводчане знали, что впереди сложное время — для работы предприятия в безопасном месте восточнее от Москвы, придется оставлять семьи, расстаться с привычной столичной жизнью и своим имуществом. Пеший переход в зимних условиях был отменен — руководству завода удалось получить некоторое количество вагонов для эвакуации рабочих, служащих, инженеров.

Часть заводчан отправили на речных баржах. Однако за Окой их застигли морозы — река застыла. Руководители завода, добиравшиеся до Куйбышева на автобусах, приняли решение вернуться за рабочими и служащими. Работников сняли с барж, после этого автобусы двинулись дальше, но начавшиеся бураны вынудили и эту колонну пересесть на поезд. Вместо обычных в ту пору двух-трех дней люди добирались до Куйбышева больше месяца.

В двадцатых числах октября один из головных эшелонов завода № 24 поздней ночью прибыл на станцию «Куйбышев».

Завершение строительства нового завода-дублера авиамоторного московского завода №24 — завода №337, была намечена только на 1 мая 1942 года. Огромные серые корпуса стояли без крыш, в строительных лесах, с зияющими проемами ворот и окон. Составы с оборудованием подавали прямо во двор завода, а люди, прибывавшие эшелонами, направлялись для оформления ордеров на жилье.

Заводчане сразу включались в работу. Работали по 12-14 часов, жертвуя сном и здоровьем. Квалифицированные рабочие овладевали новыми профессиями, помогая каменщикам и такелажникам. В кратчайшие сроки предстояло завершить строительство корпусов, обеспечить подключение электроэнергии, тепловых, водных и ливневых коммуникаций, построить дороги с твердым покрытием.

Эвакуированные в Куйбышев москвичи не предполагали, что для большинства из них этот город теперь станет местом постоянного проживания. В 1943 году вышло постановление о том, что оборонные и стратегические предприятия не будут возвращаться в Москву. А на площадке эвакуированного завода №24 в Москве в 1942 году начал работать завод №45, сейчас это производственный комплекс «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации.

Именно москвичи сформировали в Куйбышеве ядро завода №24 на долгие годы, заложили традиции предприятия, а их трудовой подвиг остается верхней планкой возможностей рабочих коллективов.

За ударный труд в годы Великой Отечественной войны 3 912 заводчан были награждены правительственными наградами. Медаль «За оборону Москвы» вручена более чем 1 000 работников завода.

Директору завода Михаилу Жезлову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении завода №24 имени Фрунзе орденом Ленина «За образцовое выполнение задания Правительства по выпуску авиационных моторов для боевых самолетов» вышел в августе 1941 года. А в июле 1945 года — Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении завода №24 Наркомата авиационной промышленности орденом Красного Знамени «За образцовое выполнение заданий Правительства по производству моторов». В апреле 1946 года заводу №24 им. Фрунзе вручено Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, присуждавшееся в годы Великой Отечественной войны победителям во Всесоюзном социалистическом соревновании. В 2015 году знамя было отреставрировано и заняло почетное место в музее предприятия ОДК-Кузнецов.

Новая история самарского предприятия

В первые послевоенные годы завод совместно с ОКБ-24, которое возглавлял конструктор Михаил Романович Флисский, разработал и запустил в серийное производство мощные авиамоторы М-43, М-45, М-47. Но уже стали необходимы высокоскоростные самолеты с большой маневренностью — в конце войны появились самолеты с турбореактивными двигателями, и эпоха поршневых моторов шла к своему завершению.

В начале 1950-х годов. завод №24 запустил в серийное производство турбореактивный двигатель ВК-1 конструкции Владимира Климова для самолетов фронтовой авиации Ил-28, МиГ-15бис, МиГ-17, Ту-14Т, а также РД-900 — прямоточный воздушно-реактивный двигатель Михаила Бондарюка для беспилотного самолета-мишени Ла-17.

Начались работы по полной реконструкция предприятия, разработка и освоение новых технологий, новых сплавов и материалов.

15 апреля 1949 года Николай Кузнецов назначен главным конструктором Государственного союзного опытного завода №2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, сейчас это обособленное подразделение «Управленческий» ОДК-Кузнецов). Началась новая эра предприятия — внедрение в серийное производство двигателей марки «НК».

Генератором новых разработок стало конструкторское бюро под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова — конструктора авиационных, ракетных и наземных двигателей, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы, академика Академии наук СССР, академика РАН, доктора технических наук, дважды Героя Социалистического Труда.
Под руководством Николая Кузнецова на предприятии, которое теперь носит его имя, с 1949 по 1994 год было создано 57 модификаций двигателей марки «НК». Практически вся стратегическая и грузовая отечественная авиация использует моторы Кузнецова. Более трети газоперекачивающих агрегатов страны работают на двигателях «НК». Разработки коллектива ОКБ в области ракетных двигателей до сих пор актуальны и востребованными.

Каждый двигатель «НК», разработанный командой Николая Кузнецова становился новой вехой в двигателестроении — инновации касались либо конструкции, либо технологии, либо используемых материалов. Идеи выдающегося конструктора дали импульс развитию целым направлениям в создании и производстве двигателей.

В 1950 году Николай Кузнецов инициировал разработку турбовинтового двигателя мощностью 10000 л. с. для дальнего самолета Ту-95, работу над которым вело ОКБ Андрея Туполева. В 1954 году первый экземпляр машины прошел испытания, а серийный двигатель стал называться НК-12 — по инициалам генерального конструктора. НК-12 благодаря мощности в 15000 л. с. стал самым мощным в мире авиационным турбовинтовым двигателем. Модификации двигателя НК-12 устанавливали на самолеты Ту-95, Ту-126, Ту-142, Ту-114, Ту-95МС, Ан-22 «Антей» и экраноплан «Орленок».

Конструкторы ОКБ Кузнецова благодаря собственной методике расчетов газовых турбин создали турбовинтовой двигатель с низким удельным расходом топлива для полета без посадки и заправки на расстояние до 15 000 км.

12 июня 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР опытный завод № 276 (сейчас обособленное подразделение «Управленческий» ОДК-Кузнецов) «за успешное выполнение заданий по созданию новой авиационной техники» был награжден орденом Ленина.

Этим же указом «За выдающиеся достижения в области создания новой авиационной техники Николаю Кузнецову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина». 110 ведущих специалистов и рабочих завода были награждены орденами и медалями СССР.

В 1955 году в обстановке строжайшей секретности в ОКБ совместно с другими организациями началась работа по созданию атомного двигателя. Для летающей лаборатории на самолете Ту-95 был создан экспериментальный водно-водяной реактор мощностью 100 кВт — ЛАЛ-ВВР (летающая атомная лаборатория — водно-водяной реактор). Несмотря на то, что в 1961 году работы были свернуты, результаты исследований оказались уникальными и позволили продвинуться в изучении атомной энергии.

В 1960-е годы в ОКБ разработали турбовентиляторный авиационный двигатель НК-8 для пассажирских самолетов Ту-154, Ту-154А, Ту-154Б, Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, Ил-62, Ил-76.

Эти самолеты с двигателями НК-8-2У и НК-8-4 в конце 1980-х годов обеспечивали перевозку почти 50% всего грузопассажирского потока страны.

Двигатель Кузнецова позволил впервые в мире в два раза превысить скорость звука в гражданской авиации. 31 декабря 1968 года состоялся первый полет самолета Ту-144 с двигателями НК-144, который почти на два месяца опередил первый полет англо-французского «Конкорда».

Нужно отметить двигатели двухвальной схемы, в создании которых участвовал коллектив предприятия. Они включали в себя бесфорсажные двигатели НК-8-4, НК-8-2у, НК-86 для самолетов Ил-62, Ту-154, Ил-86 и двигатели с форсажной камерой НК-144 для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 и НК-22 для самолета дальней авиации Ту-22М2. В начале 1990-х годов на базе двигателя НК-8-2У были созданы первые в мире криогенные авиационные двигатели НК-88 и НК-89, работающие на жидком водороде и сжиженном природном газе. Двигатели были испытаны на самолетах Ту-155 и Ту-156.

На базе двигателя НК-86 был создан и прошел летные испытания двигатель НК-87 для экраноплана «Лунь», двигатель НК-12МК — для экраноплана «Орленок».

Двигатели трехвальной схемы включают в себя двигатели с форсажной камерой НК-25 для самолета дальней авиации Ту-22М3 и НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160.

В области разработки авиадвигателей, работающих на криогенном топливе, ОКБ Кузнецова опередило западных конструкторов на несколько лет. Двигатели НК-88 и НК-89, работающие на жидком водороде и сжиженном природном газе, использовались на самолетах Ту-155 и Ту-156 с конца 1980-х. Разработка двигателей на альтернативном топливе актуальна в контексте экологических вопросов.

Николай Дмитриевич создал конструкторскую школу со своими принципами и методиками. Но не все двигатели, спроектированные в ОКБ Кузнецова, пошли в серийное производство, однако целая линейка уникальных по своим характеристикам и надежности моторов «НК» с 50-х годов прошлого века стала основной в номенклатуре продукции завода №24, ныне — ОДК-Кузнецов.

Ракетные двигатели для космических программ

ОДК-Кузнецов является единственным предприятием Объединенной двигателестроительной корпорации госкорпорации Ростеха, где производятся ракетные двигатели для космических программ.

Старт работе был дан в конце 1957 года, сразу после запуска первого искусственного спутника Земли. Жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108 и их модификации, разработанные в ОКБ-456 (сейчас НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко), серийно производятся предприятием с 1958 года.

Все пилотируемые и грузовые космические корабли- «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс» — запущены с помощью ЖРД РД-107 и РД-108 и их модификаций, серийного произведенные на предприятии ОДК-Кузнецов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1960 года завод №24 был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

На сегодняшний день выполнено две тысячи запусков космических кораблей с двигателями на I и II ступенях самарского производства. 100% отечественных пилотируемых пусков и до 80% грузовых осуществляются на двигателях РД-107/РД-108. Их статистическая надежность достигает 99, (9) %.

Еще один двигатель в рамках космических программ создавался коллективом предприятия под руководством Николая Кузнецова в конце 60-х — начале 70-х годов для первой ступени «лунной» ракеты Н1-Л3. Главное преимущество НК-33 — минимальное соотношение веса и тяги. После закрытия в 1974 году «лунной программы» Николаю Кузнецову пришел приказ в трехмесячный срок материальную часть, в том числе и уже изготовленные двигатели, сдать в металлолом. Генконструктор по согласованию с областным управлением КГБ сохранил изделия в одном из корпусов Химзавода (ныне ОП «Винтай» ОДК-Кузнецов), где возвели фальшстену, чтобы скрыть помещение, в котором разместили для хранения эти уникальные двигатели.

Двигатели ЖРД НК-33 и НК-31 впервые продемонстрировали в рамках выставки, посвященной 30-летию полета Юрия Гагарина в космос в апреле 1991 года. Двигатели вызвали большой интерес у отечественных и зарубежных специалистов. В настоящее время НК-33 оснащается ракета-носитель легкого класса «Союз-2.1в».

Для транспортировки газа

Николай Кузнецов был первопроходцем и в «наземной» тематике. В 1958 году он по своей инициативе создает в составе ОКБ отдел по наземному использованию авиадвигателей. Однако идея не была поддержана. К этим разработкам коллективу удалось вернуться только в семидесятые годы.

Сейчас более трети газоперекачивающих отечественных агрегатов приводится двигателями «НК» разной мощности. А первым в нашей стране двигателем в составе газоперекачивающего агрегата Ц-6,3 на газокомпрессорной станции стал двигатель НК-12СТ.

Центр конструкторских разработок в области двигателестроения

23 июня 2023 года Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха открыла в Самаре новый Центр конструкторских разработок и научных исследований. В строительство комплекса площадью более 10 тысяч квадратных метров инвестировано свыше 1,5 млрд рублей. Оснащенное передовой техникой и современной IT-инфраструктурой ОКБ займется разработкой перспективных силовых установок для авиации, космоса и энергетики.

В церемонии ввода в эксплуатацию нового Центра конструкторских и научных исследований ОДК-Кузнецов приняли участие губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков и генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Вадим Бадеха.

В новом ОКБ организовано 500 высокотехнологичных рабочих мест для инженеров-конструкторов и работников технических служб. Здание оборудовано системами инженерного анализа и проектирования, а также собственными системами хранения и обработки данных.

«Открытие нового здания ОКБ — знаковое событие для предприятия и всей отрасли. Это суперсовременный интеллектуальный центр, который будет формировать будущее двигателестроения на ближайшие десятилетия. Его оснащение позволит разрабатывать новые газотурбинные двигатели полностью в виртуальной среде с применением «цифровых двойников» и существенно сократить сроки создания — до 4-5 лет. ОДК-Кузнецов имеет мощную инженерную школу, высококлассных специалистов, которые благодаря этому центру смогут реализовать весь свой потенциал и обеспечить страну авиационными, космическими и энергетическими силовыми установками», — сказал первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков.

В новом ОКБ организовано современное пространство для коллективной работы — двухуровневый конференц-зал с системой защищенной видеоконференцсвязи для проведения обучающих мероприятий, семинаров и работы над совместными проектами. Специальный учебный класс предназначен для студентов проекта «Крылья Ростеха» — теперь наставники и студенты находятся на одной территории, в одной информационной среде, что позволяет привлечь на ОДК-Кузнецов молодых и прогрессивных инженеров нового поколения.

«ОДК-Кузнецов — одно из самых высокотехнологичных предприятий страны, имеющее современную производственную базу. В модернизацию мощностей уже инвестировано более 40 млрд рублей, открыты 12 новых объектов, на подходе еще несколько. Новый центр — это современная научно-исследовательская база, которая позволит не только сократить время разработки новых изделий, привлечь молодых специалистов, но и задать качественно новый вектор развитию всей корпорации», — сказал генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Вадим Бадеха.

Открытие нового интеллектуального центра символично состоялось в день рождения выдающегося конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова, имя которого носит самарское предприятие ОДК. Сегодня конструкторская школа Кузнецова продолжает развивать лучшие разработки предшественников, воплощая новые идеи в перспективные изделия.

Академия наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ) — межрегиональная общественная организация, объединяющая ведущих ученых и специалистов в области авиации и воздухоплавания. Основные задачи АНАиВ:

  • Формирование новых научных направлений в области авиации и воздухоплавания;
  • Участие в разработке целевых программ по направлениям в области авиации и воздухоплавания;
  • Содействие внедрению в экономику РФ научных достижений Российской Академии Наук;
  • Проведение научных конференций, симпозиумов и семинаров по исследуемым проблемам авиации и воздухоплавания;
  • Популяризация научных достижений, исторического опыта и современных направлений развития авиации и воздухоплавания.

Президент АНАиВ — Виктор Михайлович Чуйко, доктор технических наук, профессор, заместитель министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению (1984-1991 гг.), президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (1991г. — н.в.), лауреат премии Совета министров СССР, лауреат премии правительства РФ и Государственной премии Украинской ССР в области науки и техники, председатель редакционного совета Национального авиационного журнала «Крылья Родины».



Авторские права на данный материал принадлежат организации «Академия наук авиации и воздухоплавания».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.



Source link

Прокрутить вверх