Пилотажная группа «Red Arrows» , рассказ о группе, участники, техника, а также видеоматериалы из открытых источников
Основная информация о группе:
Полное название: Red Arrows;
Годы существования: 1965 год — н.в.;
Страна: Великобритания;
Место базирования: авиабаза Скемптон, Линкольншир;
Цвета: белый, красный, синий;
Самолёты: Hawker Siddeley Hawk.
Сайт: raf.mod.uk/reds/
Пилотажная группа базируется на авиабазе Скемптон (англ. RAF Scampton) вблизи Линкольна. Группа была создана в конце 1964 года как объединённая группа Королевских ВВС, заменив несколько неофициальных групп, существовавших до неё.
Группа летала на самолётах Folland Gnat, унаследованных от пилотажной группы RAF Yellowjacks (Жёлтые валеты). Самолёт был выбран из-за относительной дешевизны эксплуатации (в сравнении с фронтовыми истребителями). В первый же сезон группа участвовала в 65 показательных выступлениях во многих странах Европы. Первоначально в группе было всего 7 самолётов, но в 1966 году их количество было увеличено до 9. Наличие 9 самолётов позволяет получить в воздухе формацию Бриллиант, являющуюся визитной карточкой группы и изображённой на её эмблеме. В конце 1979 года группа сменила самолёты на BAE Hawk.
Самолеты с номерами с 1 до 5 образуют переднюю секцию строя, известную как «Enid» (Энид). Самолеты с номерами 6-9 образуют замыкающую секцию строя. Пара самолетов с номерами 6 и 7 выполняют популярные у публики встречные маневры во второй части выступления.
Среди всех пилотажных групп мира эскадрилью «Ред Эрроуз» («Красные Стрелы») выделяет некий аристократизм, проявляющийся как в манерах летчиков, так и в стиле их пилотирования. Неслучайно окраска самолетов соответствует форме эпохи королевы Виктории – красный мундир с белой портупеей, только белую перевязь на красном фюзеляже заменила белая линия от носа до киля, а название выдержано в духе старой доброй Англии. На сегодняшний день «Ред Эрроуз» прочно удерживают самые верхние строки рейтинга пилотажных групп мира. Они не просто почетные, а желанные гости на любом празднике и в любой стране мира. Свои выступления «Красные Стрелы» не отменяют даже при очень скверной погоде, считая, что собравшихся зрителей следует уважать независимо от удобства пилотирования. Этим они разительно отличаются от прагматичных янки, для которых неблагоприятная метеосводка становится шлагбаумом на полосе. Высший пилотаж всегда являлся неотъемлемой частью подготовки летчиков Королевских ВВС (Royal Air Force – RAF) Великобритании, и именно этим объясняется тот факт, что английские пилотажные группы всегда имели наивысший рейтинг в мире. Командование RAF традиционно рассматривало показательные выступления своих летчиков как средство повышения престижа ВВС среди подданных короны, а также как эффективный инструмент рекрутирования новых летных кадров. Не последнее место в этой системе взглядов занимало также формирование доверия пилотов к тем самолетам, на которых они летают, и улучшение общего владения летательным аппаратом.
Групповой пилотаж добавил к этому еще такой фактор, как формирование доверия всех членов пилотажной группы к своему лидеру. Первая в RAF пилотажная группа появилась в 1920 году, когда летчики одной из строевых эскадрилий выступили с инициативой выполнения эволюций в воздухе в составе звена.
В 1938 году эскадрилья № 7 продемонстрировала групповой пилотаж на трех истребителях-бипланах «Гладиатор» в очень тесном строю. Мода на высший пилотаж захватила летчиков RAF, и вскоре буквально в каждой строевой эскадрилье была своя пилотажная группа. Тогда и родилась шутка, что Королевские ВВС стали самой большой в мире АГВП.
В годы Второй мировой войны наступил естественный перерыв, и лишь в 1947 году на авиабазе Одихам была сформирована первая в истории мировой авиации пилотажная группа, выступавшая на пяти реактивных самолетах «Вампир» 54-й эскадрильи RAF. Здесь впервые были использованы дымогенераторы для усиления зрительного эффекта от показательного пилотажа. Затем эстафета создания пилотажных групп перешла к 72-й эскадрилье, которая выставила уже семь пилотажников. Была еще группа, летавшая на самолетах «Метеор», которая образовалась на базе 66-й эскадрильи.
В 1955 году 54-я эскадрилья была перевооружена на истребители второго поколения «Хантер», и опытные летчики успешно начали летать на этих машинах на групповой пилотаж в составе «ромба» из четырех самолетов. Поскольку пилоты были экипированы в черные комбинезоны, за группой укрепилось имя «Блэк Найтс» – «Черные Рыцари».
В 1956 году первой официальной пилотажной группой Королевских ВВС стала 111-я эскадрилья. Ее самолеты были выкрашены полностью в черный цвет. После представления во Франции, где они с блеском выступили на авиашоу, за ними закрепилось название «Блэк Эрроуз» – «Черные Стрелы». Группа впервые летала строем из пяти самолетов, и изюминкой их выступления была одновременная посадка всей пятерки.
В 1957 году на авиасалоне в Фарнборо «Блэк Эрроуз» выступали уже в составе девяти самолетов. Они произвели тогда подлинную сенсацию, выполнив «мертвую петлю» и «бочку» сразу всей девяткой. Такого зрители еще не видели нигде и никогда. Новые маневры и новые составы строя появлялись каждый год.
В 1958 году появился так называемый взрыв бомбы, когда самолеты распускались при выполнении петли в самой верхней точке, а также прерывистый дымовой след и роспуск в различных направлениях. В историю вошел как непревзойденный до сих пор рекорд «Черных Стрел», когда они выполнили «бочку» и «мертвую петлю» в составе 22 истребителей «Хантер»! Это произошло в 1958 году также на авиасалоне в Фарнборо.
В 1961 году группа «Черные Стрелы» была распущена, а на смену ей в 92-й эскадрилье создали группу «Блю Даймондс», которую составили 16 «Хантеров», выкрашенных в голубой цвет. В 1960 и 1961 годах эта группа была разделена на две части: на семь и девять самолетов. Целью было создание непрерывного шоу – пока семерка разворачивалась для нового прохода, перед зрителями выступала девятка. Этот принцип впоследствии позаимствовали «Ред Эрроуз».
В 1960 году 74-я эскадрилья Королевских ВВС, называвшаяся «Тайгерс», была перевооружена на самолетыперехватчики «Лайтнинг», и в 1961 году на ее базе создали пилотажную группу из девяти самолетов, которые летали в тесном строю. Она стала первой в RAF АГВП, летчики которой выступали на сверхзвуковых самолетах. Группа получила название «Файрбердс», ее самолеты были окрашены в красный и серебристый цвета. Центральная летная школа RAF (CFS) стала базой для создания пилотажной группы «Ред Пеликанс», совершившей показательные выступления на учебных самолетах «Джет Провост» Мк.З.
Отлетав сезон в 1964 году, летчики внимательно изучили отзывы о своей работе и были обескуражены, когда узнали, что их мастерство никто не ставит под сомнение, а вот самолеты… Автор одного письма, наблюдавший после полета «Красных Пеликанов» пилотаж пятерки «Йеллоу Джек» на истребителях «Нэт», написал, что вот если бы соединить превосходные летные характеристики «Нэта» с пилотажным искусством летчиков из «Ред Пеликанс», тогда получится… «идеальный альянс»!
Эта мысль всем понравилась, и в 1965 году обе группы сначала выступали в едином строю, а затем инструкторов CFS пересадили на «Нэты». Единая группа дебютировала на авиашоу в Кэмбле шестеркой, на следующий год численность самолетов довели до девяти.
В 1965 году был поставлен своеобразный рекорд – 85 выступлений с июня по сентябрь! Это стало уже опасным для летчиков, поскольку им просто некогда было тренироваться в групповом пилотаже и, кроме того, выполнять свои прямые функциональные обязанности – учить курсантов. Тогда лейтенант Ли Джонс выступил с предложением создать специализированную группу, которая представляла бы RAF в целом, а не отдельные ее эскадрильи. Предложение лейтенанта Джонса было принято командованием Королевских ВВС. Истребители «Нэт» решили перекрасить в красный цвет (все остальные уже были задействованы ранее), и тогда Ли Джонс предложил: «Пусть это будет «Рэд Эрроуз». Красный – потому что самолеты красного цвета, а «Эрроуз» – в память о «Блэк Эрроуз». Так родилось название «Ред Эрроуз» («Красные Стрелы»), известное ныне во всем мире. Пилотажная группа «Ред Эрроуз» сначала базировалась на авиабазе Фейрфорд в графстве Глостершир и являлась филиалом Центральной летной школы. В ней было семь летчиков, выступавших в показательных полетах на двухместных самолетах «Нэт» в учебно-тренировочном варианте.
В конце первого сезона своего существования группа выполнила 65 показов в Италии, Франции, Британии, Голландии, Бельгии и Германии и получила приз «Британия-Трофи» от Королевского аэроклуба за выдающиеся достижения в деле пропаганды авиации. В 1966 году было принято решение увеличить состав группы до девяти человек и ввести должности двух запасных летчиков. В показах по-прежнему участвовали лишь семь пилотов. Практика сохранения в группе двух запасных пилотов себя полностью оправдала, так как показы нельзя было откладывать в случае болезни или отпуска основных членов команды. Запасные пилоты, которые должны были быть готовы летать на всех позициях в строю без длительной подготовки, постоянно тренировались вместе с основными летчиками, и в результате их опыт зачастую превышал опыт основной группы. «Резервисты» часто были недовольны тем, что им отводится роль запасных, но командование оставалось непреклонным.
В 1968 году группу увеличили до девяти самолетов, и они составили классический «ромб», в котором на каждой стороне находилось по три машины. Это построение с тех пор стало визитной карточкой пилотажной группы «Ред Эрроуз» и определенным эталоном в мировой практике. Зимой 1979/1980 года «Ред Эрроуз» получили новый учебно-тренировочный самолет «Хок». Летчики переучивались со своих «Нэтов» на новые машины и уже в сезон 1980 года выступали на мощных и маневренных «Хоках».
С этого момента началась обширная гастрольная программа «Ред Эрроуз» по всему миру, поскольку их выступления рассматривались как неотъемлемая часть продвижения нового самолета на рынки Ближнего и Дальнего Востока, Европы, США и Австралии. В том достопамятном году состоялось мировое турне, в ходе которого «Красные Стрелы» посетили 50 стран. Одновременно совершенствовалась кадровая система. Нормальной практикой считается, когда каждый пилот, включая лидера, находится в составе группы три сезона, после чего покидает группу и уходит служить в другую летную часть. Таким образом решается вопрос ротации кадров, и вместе с тем этого времени достаточно для приобретения должного опыта. Программа выступлений «Красных Стрел» сравнима с изысканным обедом, где подаются и острые блюда, и сладкие десерты, и обжигающие напитки. Попотчевав собравшихся проходами девяткой, летчики переходят к встречному пилотажу на совсем небольшой высоте. Цветные дымы ветер сносит на зрителей, и они чувствуют себя уже не за уютным обеденным столом, а в самой гуще боя. Это делается для того, чтобы постоянно поддерживать зрителей в напряжении и занимать время между перестроениями остальных машин.
Командир группы является самым квалифицированным летчиком, и он же выполняет роль руководителя полетов. Его самолет носит № 0, но в показах он не участвует. Во время перелетов с их базы он может в случае необходимости заменить какого-либо летчика, но на авиашоу занимается комментированием полетов и показов. Летчики «Ред Эрроуз» разработали огромное количество специфических маневров, которые практически никогда и нигде более не используются другими группами.
Отлетав парой, «Стрелы» вновь собираются группой и успокаивают зрительские нервы плавными восходящими фигурами. Посчитав, что цель выступления достигнута и теперь все надолго запомнят ярко-красные самолеты эскадрильи «Ред Эрроуз», летчики посылают тем, кто на земле, свое признание в любви – «сердце, пронзенное стрелой». Два самолета, вертикально набрав высоту около 1000 м, включают трассеры и делают полупетлю с переходом на пикирование под углом 45 градусов, а третий самолет наискосок пронзает получившийся контур. Его дымогенератор выключается строго посередине «сердца» и вновь включается после выхода за его пределы. «Сердце» придумали сами летчики в знак выражения своих симпатий к красавице-принцессе Диане. Они и по сей день выполняют эту фигуру, только вместо светлого дыма в небе теперь виден темный траурный силуэт…
Популярная фигура разошлась по всему миру. Не догадавшись вовремя запатентовать свое изобретение, «Ред Эрроуз» не гневаются на похитителей их интеллектуальной собственности, считая, что славой они сочтутся. Благо, в запасе у «Красных Стрел» еще много поистине цирковых трюков, которые повторить вряд ли кто сможет, – для этого нужна не только высочайшая летная квалификация, но и самолет с соответствующими возможностями. В 1980 году «Стрелы» получили более современные самолеты – двухместные УТС «Хок». На них летчики выступают и поныне.
Легкий учебно-тренировочный самолет (УТС) «Хок» впервые поднялся в воздух 21 августа 1974 года. Он был создан специалистами английской фирмы Hawker Siddeley (вошедшей впоследствии в состав концерна ВАе) для замены в Королевских ВВС Великобритании устаревших машин типа «Нэт». Поставки серийных машин внутреннему заказчику начались в ноябре 1976 года, а через четыре года началось победное шествие УТС «Хок» по многим странам мира. Несколько слов об этой элегантной машине.
«Хок» оснащен ТРДД «Адур» тягой 2360 кг. Кабина герметичная, двухместная с двойным управлением и катапультируемыми креслами, обеспечивающими аварийное покидание самолета даже на стоянке. Заднее кресло установлено выше переднего для улучшения обзора инструктора при посадке. По бокам фюзеляжа перед стабилизатором имеются небольшие горизонтальные гребни, улучшающие управляемость самолета на больших углах атаки.
Ранней весной 2010 года «Ред Эрроуз» перелетели на авиабазу Кастелии на о. Крит для подготовки к новому сезону. В Англии в это время преобладают туманы, а на Крите светит солнце и есть все условия для тренировки пилотажников. 23 марта 2010 года во время отработки полета на встречно-пересекающихся курсах (самого, пожалуй, опасного маневра «Красных Стрел» столкнулись два самолета из состава синхропары – № 6 и №7. Причиной стала ошибка летчика…
После скользящего удара лейтенант Майк Линг катапультировался с высоты 300 м и на парашюте опустился на землю. С переломом руки и травмами головы и плеч он был доставлен в госпиталь, но судьба была к нему благосклонна, и он остался жив. Пилот самолета №7 лейтенант Дейв Монтенегро сумел посадить свой «Хоук» с поврежденным стабилизатором и килем.
География выступления «Ред Эрроуз» охватывает 58 стран. Они пользуются колоссальной популярностью и по праву носят неофициальный статус пилотажной группы № 1 в мире. «Ред Эрроуз» дважды выступали в СНГ – один раз они были приглашены на авиабазу Кубинка, второй раз выступали в начале 90-х в Киеве. Гостями «Красных Стрел» на авиабазе Скэмптон (месте ее постоянной дислокации) были летчики российской пилотажной группы «Русские Витязи».
Состав пилотажной группы (2012):
№1 или Red 1. Ведущий группы Командующий офицер и руководитель группы эскадрильи Red Arrows лидер Джим Тернер (Jim Turner). 38 лет. До прихода в Red arrows летал на Jaguar GR3A.
Red 2. Лейтенант Мартин Перт (Martin Pert). 31 год. До прихода в группу летал на Harrier GR7/9.
Red 3. Лейтенант Майк Чайлд (Mike Child). 31 год. Ранее летал на Typhoon.
Red 4. Лейтенант Джеймс МакМиллан (James McMillan). 31 год. До Red arrows летал на Harrier GR9.
Red 5. Командир эскадрильи Мартин Хиггинз (Martin Higgins). 40 лет. Ранее летал на Tornado F3.
Red 6. Лидер двойки встречного пилотажа. Лейтенант Бен Планк (Ben Plank). 32 года. В Королевских ВВС до группы летал на Harrier GR9.
Red 7. Лейтенант Крис Линдон-Смит (Chris Lyndon-Smith). Выполняет встречный пилотаж. 31 год. Летал на Tornado GR4.
Red 8. Лейтенант Дэйв Дэйвис (Dave Davies). 37 лет. Ранее летал на Tornado F3
Red 10. Тур-менеджер. Командир эскадрильи Майк Линг (Mike Ling). 33 года. Ранее летал на Tornado F3
(Информация из «Атласа пилотажных групп мира», изданного Фондом «Русские Витязи»), а также на сайте http://100letvvs.ru
http://100letvvs.ru/img/airshow/003/003.pdf
Ресурс: | Ссылка на автора: |
Facebook.com | https://www.facebook.com/sereginphotographer |
ASppaImages.COM | http://asppaimages.com |
VK.COM | https://vk.com/aspressphoto |
Sports.RU | https://www.sports.ru/tribuna/blogs/asppaimages/ |
aspressphoto@gmail.com |