«Первый полёт» — авиационный спортивный клуб (аэроклуб). Базируется на аэродроме Большое Грызлово, расположенном в городе Серпухове Московской области. Основными воздушными судами клуба являются самолёты Як-52, Як-54, Як-18Т.
В рамках аэроклуба «Первый полёт» была сформирована единственная пилотажная группа в России, выступающая на поршневых самолётах Як-52 и Як-54. В настоящее время группа выполняет полёты в составе 5 самолётов. Выступает на различных национальных авиашоу и по приглашению организаторов различных международных соревнований (например в Сочи, во время проведения Гран-При «Формулы-1» на «Сочи Автодром», празднование Дня города Москвы, открытие МАКС-2019).
В программе выступления задействованы самолеты ЯК-52 и ЯК-54. Разработанный в «ОКБ им. А.С. Яковлева» учебно-тренировочный самолет ЯК-52 еще в СССР был принят для начального летного обучения молодых пилотов в системе ДОСААФ, до сих пор занимая особое место в мировой спортивной авиации. ЯК-54 разработан на базе пилотажного Як-55М в 1993 году. Предназначен для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и участия в соревнованиях по самолетному спорту.
Поршневая авиация имеет свои характерные особенности на выступлениях, например, небольшие скорости, малые радиусы разворотов. Зона показательной программы умещается в квадрат 1,5х1,5 км. Все это позволяет зрителю в мельчайших деталях наблюдать за юркими самолетами, зрелищными фигурами и слаженной работой пилотов.
Каждая пилотажная группа имеет свой неповторимый стиль пилотирования. Четкость и уверенность в управлении, минимальные дистанции между самолетами, невероятные фигуры, синхронность и легкость в исполнении характеризуют все программы пилотажной группы «Первый Полет». Во время выступления эмоциональное напряжение зрителей, изящное скольжение самолетов, рев работающих на пределе двигателей, тяжелая работа летчиков, каждого в отдельности и всей группы в целом,- сливаются воедино, так зарождается атмосфера праздника.
Фигуры высшего пилотажа
Перед авиасалоном МАКС-2019 летчики активно репетировали фигуру «Пропеллер», чтобы продемонстрировать её зрителям на авиасалоне. Два самолета вращаются вокруг еще одного. Это чрезвычайно сложно. Расстояние между крыльями — считанные метры, скорости — высокие.
«Пропеллер — это когда один самолет летит прямо, а два других вращаются вокруг него симметрично», — объясняет абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу в классе «Advanced» 2018 года Роман Овчинников. Роман Овчинников и Константин Боровик летают в паре. Перед выступлением на МАКС-2019 они отрабатывали упрощенный пропеллер, это когда ведомый вращается вокруг ведущего по спирали. Иногда кажется, что крылья их Як-52 касаются друг друга. «Расстояние между нами — метр-полтора», — отмечает участник пилотажной группы «Первый полет» Константин Боровик.
Но когда в эту комбинацию добавляется всего лишь один самолет, задача становится сложнее в десятки раз. А самый маневренный самолет в группе Як-54 у заслуженного мастера спорта Ирина Марковой. И она в программе сегодня солирует. Описывать ее выступление словами — занятие бесполезное. Это нужно видеть.
По состоянию на 2019 год в состав группы входят входят 7 пилотов. Авиапарк «Первого полета» сейчас состоит из самолетов Як-52, Як-54, Як-18Т, Sportstar и Piper PA-23-250.
В рамках авиасалона МАКС-2019 пилотажники из Первого Полёта впервые продемонстрировали зрителям удивительное шоу. Летчики написали над авиасалоном МАКС-2019 его название! Группа из пяти спортивных самолетов «ЯК-52» и «ЯК-54» прошла над авиасалоном, выпустив облака раскаленного масла, которые и сложились в надпись МАКС-2019. Как сообщил журналистам руководитель пилотажной группы Дмитрий Самохвалов, этой технологии в РФ ни у кого нет. Принцип работы «летающего принтера» состоит в специализированной системе, которая автоматически контролирует длительность выпуска масла самолетом, что позволяет печатать в небе. Самолет может «вывести» любой текст, но его предварительно нужно вписать в систему на земле.
Летчики Первого Полёта еще не раз удивят нас своим мастерством и смекалкой в будущем!
Из первых уст
Антон Беркутов, правый ведомый в группе «Первый полет» — опытнейший летчик, который отлично знает свое дело. Интервью доступно по адресу: http://gazeta-rvs.ru/news/intervyu-s-pilotami-kuban-airshow-20172
РВС: Какой у вас стаж полетов?
Антон Беркутов: С девяносто второго года, около двух тысяч часов налетал.
РВС: Почему вы решили стать пилотом?
Антон Беркутов: Мне всегда было интересно управлять высокотехнологичной техникой, так что решил с детства еще.
РВС: Вы по образованию пилот?
Антон Беркутов: Да, пилот, летчик-инструктор по одному из образований. А второе высшее – энергетическое, но работаю только по летной специальности.
РВС: Что вы ощущаете при полете?
Антон Беркутов: Свободу. Много эмоций, иначе я бы не занимался этим делом.
РВС: Вам не страшно летать?
Антон Беркутов: Если готовиться к полету, то нет.
РВС: А как вы физически готовитесь?
Антон Беркутов: Физические упражнения большое значение занимают в жизни пилота, потому что приходится переносить перегрузки в процессе выполнения фигур высшего пилотажа как в группе, так и в одиночку. Поэтому образ жизни играет свою роль, стоит делать хотя бы элементарную зарядку, уделять этому час времени.
О лётной технике
Як-52
В начале 70-х годов в СССР начался бурный рост числа аэроклубов, создаваемых под эгидой ДОСААФ. Для оснащения подобных организаций летной техникой требовались учебные самолеты. Именно такая машина была разработана и построена в 1972 году силами ОКБ Яковлева. Самолет получил обозначение Як-50.
Учебно-тренировочный самолет Як-52 с кабиной, рассчитанной на 2 человек, был разработан 2 года спустя на базе 1-местной машины Як-50. ОКБ Яковлева еще на стадии создания машины Як-50 предусмотрело установку увеличенной кабины, поэтому на создание новой модификации у конструкторов ушло всего несколько месяцев. Отличием конструкции стало шасси, получившее переднюю стойку. Подобная схема упростила взлет и посадку для малоопытных пилотов, а также обеспечила хороший обзор при движении на аэродромах. В конструкции усиленного крыла появились посадочные щитки.
Первый полет Як-52 совершил весной 1979 года, а серийное производство решили разместить в Румынии, которая являлась членом СЭВ. Стандартные машины выпускались до 1995 года и послужили основой для ряда модификаций. Самолеты поставлялись в СССР и страны Восточной Европы. Позднее часть машин попала на территорию США.
На сегодняшний день главным эксплуатантом Як-52 является Россия, где имеется не менее 300 машин. Но количество самолетов, пригодных для эксплуатации не превышает трети от общего парка. Крупнейшими зарубежными владельцами парков Як-52 является Вьетнам и Румыния.
В 1981 году появилась версия с кабиной для 1 пилота, которая предназначалась для выполнения фигур высшего пилотажа. Самолет обозначался как Як-53, строился небольшой серией. Спустя 10 лет румынская компания «Аэростар» предложила модификацию, отличающуюся силовой установкой.
Весной 2004 года появилась модификация Як-52М, созданная совместно специалистами ОКБ Яковлева и ремонтного предприятия в г. Иваново. Машина значительно отличалась от исходной конструкции. В кабине смонтировали катапультные кресла, что привело к установке фонаря с измененной конфигурацией. На стеклах имеются шторки, позволяющие имитировать полет на самолете Як-52 в условиях плохой видимости. На корневой части крыла установлены специальные щитки, переводящие самолет, при потере скорости, в пикирование. Ранние машины в этом случае сваливались на крыло, что было неожиданностью для обучающегося.
Як-54
Як-54 — учебно-тренировочный двухместный самолёт Як-54 разработан в ОКБ имени А. С. Яковлева на базе пилотажного Як-55М в 1993-м году. Предназначен для подготовки лётчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и участия в соревнованиях по самолётному спорту.
Як-54 поставляется на экспорт в Австралию, Великобританию, Словакию, США.рование. Ранние машины в этом случае сваливались на крыло, что было неожиданностью для обучающегося.
Як-18Т
Як-18Т — советский/российский лёгкий учебно-тренировочный и пассажирский четырёхместный самолёт с багажником. Як-18Т был создан на базе Як-18 и стал завершающей модификацией в серии Як-18У, Як-18А, Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС.
Разработка Як-18Т была начата в 1964 году. Первый полёт опытного образца совершён в 1967, серийное производство осуществлялось в 1973—1983 на Смоленском авиационном заводе. Всего за этот промежуток в Смоленске произведено 536 Як-18Т, включая опытные и предназначавшиеся для испытаний экземпляры. В 1974 г. был построен санитарный вариант самолёта (заводской N№ 03-05), рассчитанный на перевозку больного на носилках в сопровождении одного врача, но серийное производство этой модификации не было организовано. В ОКБ А. С. Яковлева разрабатывались также варианты самолёта с лыжным и поплавковым шасси, однако до постройки дело не дошло.
Sportstar
SportStar представляет собой вершину линейки самолетов категории S-LSA, комфортным для бизнес перелетов и путешествий, с легким управлением и надежностью превосходного учебного самолета. Это один из первых самолетов, одобренных Федеральной Авиационной Администрацией (FAA) США в категории S- LSA и обладатель престижной номинации «S- LSA Самолет Года» от AeroNews Network (ANN).
Piper PA-23-250
Piper PA-23 (Piper PA-23 Apache, позже — Piper PA-23 Aztec) — американский лёгкий двухмоторный самолёт общего назначения. Разработан и производился компанией Piper Aircraft в 1952—1981 гг. Произведено 6976 самолётов в шестнадцати модификациях.
Piper PA-23 был первым двухмоторным самолётом компании Piper Aircraft. За основу машины был взят прототип самолёта «Twin Stinson», разработанный компанией Stinson Division (подразделением Consolidated Vultee Aircraft Corporation). Прототип PA-23 был выполнен по схеме двухмоторного цельнометаллического низкоплана с четырёхместной кабиной. На самолёт устанавливались двигатели Lycoming O-290-D мощностью 125 л.с. Прототип показал неудовлетворительные результаты на лётных испытаниях. В ходе доработки на самолёт установили новые, более мощные двигатели Lycoming O-320-A (150 л.с.), была переработана конструкция фюзеляжа и хвостового оперения.
Этот вариант, названный Apache, был принят к серийному производству в 1954 году и производился до 1958 года; построено 1231 самолёта. В 1958 г. началось производство новой версии- Apache 160 с более мощными двигателями, выпуск составил 816 машин. Следующим вариантом стал Apache 235 с двигателями мощностью 235 л.с. и изменённой конфигурацией хвостового оперения (119 самолётов).
В 1958 г. начат выпуск модификации PA-23-250 Aztec. Кроме новых двигателей Lycoming O-540 мощностью 250 л.с., самолёт оснащался расширенной пятиместной кабиной (с 1959 г.). В 1961 выпущена модель с удлинённой носовой частью (Aztec B). Поздние производственные версии серии Aztec были шестиместными, оснащались инжекторными двигателями, некоторые из них — с турбонаддувом. Производство самолётов продолжалось до 1981 года.
Использован материал по следующим ссылкам: http://100letvvs.ru/?r=airshow&s=003-3, https://www.1tv.ru/news/2019-08-22/370894-na_aviasalone_maks_2019_letchiki_vpervye_prodemonstriruyut_zritelyam_novuyu_figuru_propeller, http://gazeta-rvs.ru/news/intervyu-s-pilotami-kuban-airshow-20172
Весь фотоматериал принадлежит AviaImages.RU | Александр Серёгин
Ресурс: | Ссылка на автора: |
Facebook.com | https://www.facebook.com/sereginphotographer |
ASppaImages.COM | http://asppaimages.com |
VK.COM | https://vk.com/aspressphoto |
Sports.RU | https://www.sports.ru/tribuna/blogs/asppaimages/ |
aspressphoto@gmail.com |