АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

НИЦ Институт имени Н.Е. Жуковского осуществил научно-методическое обеспечение этапа Авиационная работа всероссийского конкурса Кибердром


[image]

В соответствии с государственным заданием на 2023 год ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее — Центр), утвержденным Минпромторгом России, Департамент беспилотных авиационных систем Центра разработал регламент конкурсного задания этапа «Авиационная работа» всероссийского конкурса «Кадры для цифровой промышленности. Создание законченных проектно-конструкторских решений в режиме соревнований «Кибердром» (далее — Конкурс) и осуществил научно-методическое обеспечение цикла создания его материально-технической базы.

Этап «Авиационная работа» Конкурса прошел в период с 10 по 15 мая 2023 года в дистанционном формате на полигоне ГК «Геоскан» в г. Санкт-Петербурге.

Основной целью этапа «Авиационная работа» Конкурса являлась проверка умения участников применять беспилотные авиационные системы (далее — БАС) и наземные робототехнические средства (далее — РТС) для решения отраслевых задач в интересах социально-экономического развития Российской Федерации, а также для решения специальных задач в интересах силовых ведомств.

В этапе «Авиационная работа» по результатам этапа «Зарница» Конкурса приняли участие 65 команд (650 человек) из 32 субъектов Российской Федерации, включая 46 команд основного трека и 19 команд отдельного трека образовательных организаций силовых ведомств «Сила России» (11 довузовских образовательных организаций и 8 высших учебных заведений).

Конкурсное задание этапа «Авиационная работа» включало одно соревновательное испытание «АВИАПАТРУЛЬ — Силовая Лига» для решения специальных задач в интересах силовых структур (для команд отдельного трека «Сила России») и два соревновательных испытания «АВИАПАТРУЛЬ» и «ЛОГИСТИКА» для решения мониторинговых и транспортно-логистических задач в интересах различных заказчиков (для команд основного трека).

В ходе конкурса команды по полученным исходным данным разрабатывали соответствующие программы для БАС (ГеосканПионер) и РТС (ОмегаБот), после чего отправляли разработанный программный код организаторам по сети Интернет в Санкт-Петербург.

Приглашенными экспертами была отмечена сложность созданных участниками программ, которым необходимо было построить оптимальные маршруты БАС и движения РТС для совместного выполнения заданий, учитывающие, в том числе расположение стартовых позиций, препятствий, а также возможное пересечение с маршрутами других БАС и РТС.

Также во время выполнения командами конкурсного задания все желающие могли поучаствовать в спич-сессии по обсуждению актуальных вопросов в области беспилотной авиации с ведущими экспертами и представителями федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских и образовательных организаций, предприятий промышленности и профильных общественных организаций.

Открыл спич-сессию первый заместитель генерального директора Центра Василий Шапкин, который в своем выступлении отметил, что в современных реалиях все большее внимание продолжает уделяться безопасности полетов. Одним из приоритетных направлений повышения безопасности полетов авиационной техники является снижение влияния «человеческого фактора», из-за которого происходит до 80 процентов авиационных происшествий. Исключение такого «опасного» звена в системе авиационной транспортной системы подчеркивается опытом реализации международных программ, таких как: NextGen, Sesar и др. Постепенный переход от пилотируемой к беспилотной авиации, особенно в условиях интенсивного воздушного движения, позволит повысить безопасность, эффективность, пропускную способность, надежность и устойчивость авиатранспортной системы России. Сегодня дистанционно пилотируемая авиационная система или беспилотная авиационная система — это мировой тренд развития, направленный, прежде всего, на снижение издержек для малого и среднего бизнеса за счет оптимизации стоимости выполнения широкого спектра авиационных работ. Беспилотные воздушные суда (БВС) позволяют перевозить малые партии грузов дешевле по сравнению с традиционными способами. Это может обеспечить радикальную оптимизацию экономических показателей производственной логистики и эффективный переход к сетевой структуре промышленности, включающей в себя множество специализированных малых и средних предприятий, в том числе высокотехнологичных, между которыми БВС будут перевозить продукцию и полуфабрикаты. Также современное развитие БАС позволяет выполнять с помощью БВС широкий спектр авиационных работ по контролю и мониторингу объектов, в том числе в строительстве, в сельском и лесном хозяйстве, в энергетике, машиностроении и т.д., расширяя сферу эффективного применения авиации в отраслях экономики.

Комментируя вопросы внедрения БАС Василий Шапкин сказал: «Изолированные разработки и производство отдельных БВС бессмысленны. Это возможно, эффективно и безопасно только в целом, при их одновременном соответствии существующему и перспективному парку пилотируемых воздушных судов, наземной инфраструктуре, включая сервисную, логистическую, обеспечивающую автоматизированное выполнение их миссий, информационно-управляющих систем, прежде всего организацию воздушного движения, желательно с глобальным покрытием территорий применения беспилотной авиации, создании системы подготовки необходимого авиационного персонала».

Мероприятия по разработанным командами основного трека программам на полигоне выполнялись согласно наиболее сложных частей конкурсного задания — «АВИАПАТРУЛЬ» и «ЛОГИСТИКА».

Несмотря на уникальность и сложность предложенных к выполнению заданий, многие команды показали высокий уровень программирования и продуманную до мельчайших подробностей реализацию тактических приемов при управлении совместным применением БАС и РТС в автономном режиме.

Директор департамента беспилотных авиационных систем Центра Роман Наумов подчеркнул: «Конкурс «Аэрологистика» предполагает разработку и испытание в экспериментальном правовом режиме комплекса решений, критически важных для начала широкого применения БАС в России для перевозки грузов. Конкурс «Аэрологистика» состоит из 3 сателлитов и финала с общим призовым фондом 558 миллионов рублей. Сателлит 1 конкурса «Аэрологистика» состоится на аэродроме «Алферьево» (Московская обл.) в период с 29 мая 2023 года по 6 июня 2023 года. В рамках посещения конкурса «Аэрологистика» ребята познакомятся с передовыми отечественными разработками в области беспилотной авиации и поучаствуют в мастер-классах по подготовке БАС к полетам и пилотированию».

Участникам команд Сборной Ленинградской области (НПАО «Светогорский ЦБК»/ АО «Смерфит Каппа РУС», Ленинградская область), Орлан (ООО «Специальный технологический центр», Санкт-Петербург), Легион (Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации), Северный ветер и Cyber Worms (Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации) были вручены свидетельства об освоении профессии «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом», которое состоялось на базе Санкт-Петербургского университета МВД России.

В рамках торжественного мероприятия также прошло награждение руководителей организаций промышленности и сферы образования, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, благодарностями и дипломами заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олега Бочарова.



Авторские права на данный материал принадлежат организации «ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.



Source link

Прокрутить вверх