В Большом Серпухове (объединенные города Серпухов, Пущино и Протвино) на аэродроме ФИНАМ с 6 по 12 августа состоялся Чемпионат России по самолётному спорту. Состав участников был сильным!
АВТОР РЕПОРТАЖА: АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН
Исходя из графика соревнований, согласованного и утверждённого Федерацией самолётного спорта России, чемпионат страны в самом престижном классе Unlimited (Без ограничений), должен был состояться с 6 по 13 августа в Калужской области на аэродроме Михеево. Это новый аэродромный комплекс, созданный для показательных вступлений в том числе спортивной авиации. В прошлом году чемпионат России проходил именно в Михеево.
Но поскольку на дворе неспокойное лето 2023 года, место проведения чемпионата было изменено по причинам, которые объяснять не стоит. Поскольку всё это произошло достаточно внезапно, было принято решение согласовать площадку в Большом Грызлове под Серпуховом. Во-первых, там фактически базируется большая часть пилотов, заявившихся для участия в соревнованиях, а во-вторых, район достаточно удалён и там больше шансов спокойно провести мероприятие.
Аэродром ФИНАМ (второе наименование Большое Грызлово) — аэродром в городском округе Серпухов Московской области для проведения соревнований по самолётному спорту и отработки техники пилотажа лёгкой авиации, расположенный в 5 километрах южнее города Пущино и в 20 километрах юго-восточнее Серпухова, на окраине деревни Большое Грызлово.
Аэродром был построен в 1973 году для нужд сельскохозяйственной авиации. До конца 1990-х годов здесь базировались самолеты Ан-2, выполнявшие авиационные сельскохозяйственные работы. Сейчас аэродром имеет две взлётно-посадочные полосы — с твёрдым покрытием и грунтовую, а также площадку приземления парашютистов (200х200 м) и пилотажную зону для спортивной авиации.
Первое, чем известен данный аэродром для любителей спортивной авиации – на нём много лет базируется пилотажная группа «Первый полёт». Это пятёрка желтых поршневых самолётов стала известна на всю Россию своими выступлениями на таких крупных мероприятиях, как «МАКС», Форум «Армия России» и различных авиационных фестивалях, вроде «НЕБО» в подмосковной Балашихе. Благодаря стараниям коллектива «Первого полёта» интерес к поршневой авиации дал толчок для развития пилотажного спорта в России.
На аэродроме также базируется известный пилот спортивной авиации, многократный чемпион и призёр национальных и международных соревнований Светлана Капанина. Правда, как показывает практика, на какой аэродром в Подмосковье не приедешь, Светлана Владимировна везде, иногда складывается впечатление, что она контролирует все близлежащие аэродромы в зоне своих интересов (в хорошем смысле слова, конечно).
Ранее этот аэродромный комплекс принимал чемпионат России и даже чемпионат мира на Як-52 в 2012 году. Но по разным причинам развитие инфраструктуры аэродрома не было доведено до своего логического завершения, и сейчас на этой площадке систематически проходит только ежегодный майский розыгрыш Кубка Москвы по самолётному спорту. А сам аэродром в большей степени ориентирован на коммерческое использование – парашютный спорт. С этой задачей успешно справляются два самолёта – Л-410 и РАС-750XL.
6 августа 2023 года на аэродром прибыли 9 участников соревнований. Конечно, это небольшое количество по меркам национальных чемпионатов. Однако стоит учитывать время и логистическую напряженность с переносом соревнований. В этом случае вообще хорошо, что они состоялись.
Состав подобрался знатный, состоящий из многократных чемпионов мировых первенств, победителей и призёров национальных соревнований. В состав участников вошли: Андрей Якимов (Москва), Василий Плотников (Пермский край), Владимир Гавриленко (Пермский край), Дмитрий Самохвалов (Москва), Дмитрий Шакуров (Московская область), Константин Боровик (Москва), Михаил Мамистов (Санкт-Петербург), Светлана Капанина (Москва) и Сергей Гончаров (Санкт-Петербург).
Дмитрий Самохвалов и Константин Боровик – представители пилотажной группы «Первый полёт» — выполняли программу соревнований на бесподобном Sukhoi 31MX RA-2479G в ярко-жёлтом окрасе пилотажной группы. Дмитрий Самохвалов на данный момент — абсолютный чемпион мира FAI из России. В 2021 году в рамках XIV Чемпионата мира по высшему пилотажу, который состоялся в Польше, в Торуни, в упорной борьбе с 35 спортсменами из 9 стран Дмитрием была завоевана золотая награда первенства.
Новоиспечённый победитель Кубка Москвы по самолётному спорту 2023 года Андрей Якимов выполнял пилотаж на не менее ярком жёлтом Extra 330SC RA-3017G. Василий Плотников, Владимир Гавриленко, Сергей Гончаров, Михаил Мамистов и Светлана Капанина делили между собой кокпит красно-бело-синей Extra 330SC RA-2177G.
Василий Плотников в 2021 году стал чемпионом мира в классе Advanced в командных соревнованиях, заняв первое место в Известной программе. Владимир Гавриленко — серебряный призер чемпионата Европы в классе Unlimited в командных соревнованиях 2016 года и чемпионата мира в классе Unlimited в командных соревнованиях 2017 года. Сергей Гончаров также имеет хороший опыт выступлений как в России, так и на международных соревнованиях в классе Advanced.
Дмитрий Шакуров — абсолютный чемпион России по высшему пилотажу в классе Unlimited 2021 года. Призер чемпионата России по высшему пилотажу в составе команды в классе Unlimited 2020 года. На чемпионате России в Большом Грызлове выступал на Су-26М RA-1931G.
Для любителей спортивной авиации имя Михаила Мамистова уже показатель высочайшего уровня соревнований. Михаил Владимирович — легенда соревнований международного класса. Он пятикратный чемпион Европы и трёхкратный абсолютный чемпион мира. Причём чемпионство мирового класса было им оформлено в столь длительные временные рамки, что может удивить многих. Первый титул был завоёван им в 2001 году, второй в 2011 и крайний на сегодняшний день в 2017. Время идёт, и сегодня, пользуясь случаем, стоит вспомнить о чемпионских титулах Михаила Мамистова.
На Чемпионате мира 28 июня 2001 года Михаил Мамистов завоевал свой первый титул абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу, опередив американского пилота Роберта Армстронга и французского чемпиона Эдди Дюссо. Спустя десять лет, 12 сентября 2011 года в горной итальянской Перудже Михаил повторил своё достижение, показывая пилотаж на Су-26М3 и заработав золотую награду. По традиции ему как абсолютному чемпиону мира была вручена высшая награда пилотажного спорта, переходящий приз Международной авиационной федерации (FAI) — почетный кубок Арести. Приз был учрежден FAI в 1960 году по предложению почётного президента Международной комиссии FAI по высшему пилотажу испанского лётчика-истребителя Xосе Арести, именем которого и назван кубок.
В 2017 году Мамистов в третий раз стал чемпионом мира по высшему пилотажу FAI после упорных недельных соревнований в Малелане, Южная Африка. Михаил Владимирович обыграл двух лучших пилотов Франции: Франсуа Ралле занял второе место, а его товарищ по команде Оливье Мазурель — третье. Все пилоты летали на Extra 330SC.
В национальную команду России на вышеназванных соревнованиях, конечно, входили не только сам Михаил Мамистов, но и другие не менее профессиональные пилоты. Стоит выделить, наверное, самую известную женщину в современной спортивной авиации России Светлану Капанину. Спортивные судьбы двух этих спортсменов пересекаются между собой на протяжении их лётной спортивной карьеры.
Светлана Владимировна в 2001 году на том же чемпионате мира FAI завоевала свой третий чемпионский титул в женском зачёте после аналогичных золотых наград 1996 года и 1998 года. А далее были победы в абсолюте в 2003, 2005, 2007 и 2011 годах.
Состав пилотов сильный. Безусловно, их количество могло бы быть и больше. Однако энтузиастов спортивной авиации больше не становится из-за дороговизны этого вида спорта, а именно первичных вложений в обучение и приобретение или аренду пилотажной техники. Да и сама техника на вес золота.
В мире не так много производителей пилотажных самолётов самого высокого уровня. В чемпионате мира пилоты-спортсмены используют самолёты немецкого производителя Extra 300 и Extra 330 различных модификаций и комплектаций. Также в рамках мировых акробатических соревнований и шоу пользуются популярностью такие спортивные самолёты, как MX2 и Gamebird GB1, XtremeAir Sbach 342, Zivko Edge 540, MXS-R, CAP 231.
Чемпионат России всегда был ориентирован на отбор пилотов в национальную команду для представления интересов России на ежегодном Чемпионате мира FAI. Поэтому и авиатехника, используемая нашими спортсменами, наиболее приближена к участникам FAI. А это в основном спортивные Extra 300 и Extra 330. Однако российские пилоты долгое время использовали для выступлений пилотажные самолёты ОКБ Сухого ещё советского производства – Су-26, Су-29 и Су-31 в их различных модификациях. Так, Дмитрий Самохвалов завоевал титул абсолютного чемпиона мира в 2021 году в польской Торуни на Су-31МХ. Именно этот борт Дмитрий использует для вступлений на чемпионате России, в том числе и в 2023 году.
Каждый самолёт – это свой нрав и характер. К тому или иному типу пилот должен приспособиться, обучиться должным образом, обуздать этот самолёт, иначе, не достигнув полного взаимопонимания с авиатехникой, пилот не добьётся побед в чемпионате. Только узнав все плюсы и минусы своего самолёта, можно стать абсолютным чемпионом мира или национального чемпионата. Кто-то утверждает, что Extra — это наиболее подходящий чемпионский самолёт, кто-то говорит, что самолёты Сухого вне конкуренции. Точного ответа на этот вопрос скорее всего не существует. Слишком много переменных в этой формуле, начиная от технического состояния самолёта и настроения пилота и заканчивая погодой. Одно можно утверждать точно: пилотов, летающих на самолетах Сухого, становится всё меньше, как и самой техники, на которую банально трудно найти запасные части. Поэтому самолёты Extra, производство которых идёт полным ходом, наиболее беспроблемны в этом смысле.
В итоге на чемпионате России в Большом Грызлове можно было наблюдать сражение не только известных и титулованных асов спортивной авиации, но настоящую битву поколений и культур создания авиационной спортивной техники – две современные немецкие Extra 330SC против советско-российских Су-31МХ (Sukhoi 31MX) и Су-26М (Sukhoi 26M). Самолет Су-31М имеет 780 кг взлётной массы и может развивать предельную скорость 450 км/ч. Extra 330 при той же нормальной взлётной массе развивает 405 км/ч в максимальном режиме. Но это все «на бумаге», в практическом применении многое зависит от подготовки самого самолёта и навыков пилота-спортсмена.
Полётная неделя выдалась в основном благосклонной в плане погоды. Жаркие дни с 7-го по 10-е августа сменились резким похолоданием, ветром и в конце концов дождём 12-го августа, в последний день соревнований. Но до 11 числа включительно пилоты успели выполнить запланированные программы и продемонстрировать судьям все свои навыки высшего пилотажа на спортивных самолётах.
Перед полётами все спортсмены обязательно «летают» свою программу на земле. Имеет весомое значение отработка фигур на земле ещё до посадки в кокпит спортивного самолёта. Кроме того, как и в любом спорте, важен психологический настрой на борьбу. Техники готовят самолёты к вылету, заправляют, проверяют уровень масла, пилот также проверяет работу механизации, проводит предполётный осмотр самолёта.
В небо над Большим Грызлово самолёты уходили поочередно, начиная с полудня каждого дня, направляясь в пилотажный квадрат над близлежащим полем. Здесь в течение десяти минут, если считать от взлета и до посадки, каждый показывал выполнение фигур высшего пилотажа, выполнение которых оценивали в баллах судьи с земли. Сами судьи тоже пилотажники-спортсмены с судейским опытом.
С земли, оценивая, наблюдали за своими хоть и друзьями в жизни, но конкурентами в небе другие участники соревнований. Всё это происходило в благодушной дружеской атмосфере. Пилоты хвалили друг друга за отлично выполненные фигуры и разбирали свои недочёты и помарки в пилотаже. Были выполнены известная программа, три неизвестные программы, фристайл.
Наибольшее итоговое количество баллов набрал Михаил Мамистов (15526,75), завоевав победу в Чемпионате России 2023 года. Вторую строчку с небольшим отставанием заняла, заработав серебро Чемпионата России, Светлана Капанина (15061,04), а бронзу выиграл Владимир Гавриленко (13244,19).
В целом проведенный Чемпионат России стоит считать положительным, поскольку он всё же состоялся, хотя риск отмены мероприятия был высок. Остаётся надеяться, что в последующие годы количество участников чемпионата (а равно как и зрителей) будет расти и на горизонте появятся новые имена и фамилии тех, кто в будущем сможет оказать достойную конкуренцию результатам таких асов как Михаил Мамистов, Светлана Капанина, Владимир Гавриленко, Дмитрий Самохвалов.
Чемпионат России 2023, Большое Грызлово, 06-12 августа 2023 |
||||||
|
Класс соревнований «Неограниченный» / Unlimited |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Позиция |
Команда |
Спортсмен |
Самолёт |
Рег. номер |
Итоговый балл |
% общий |
1. |
СПБ |
Михаил Мамистов |
Extra 330SC |
RA-2177G |
15526,75 |
77,595 |
2. |
МСК |
Светлана Капанина |
Extra 330SC |
RA-2177G |
15061,04 |
77,595 |
3. |
ПРМ |
Владимир Гавриленко |
Extra 330SC |
RA-2177G |
13244,19 |
66,188 |
4. |
МСК |
Дмитрий Самохвалов |
Sukhoi 31MX |
RA-2479G |
13070,02 |
65,317 |
5. |
ПРМ |
Василий Плотников |
Extra 330SC |
RA-2177G |
11610,98 |
58,026 |
6. |
СПБ |
Сергей Гончаров |
Extra 330SC |
RA-2177G |
11417,91 |
57,061 |
7. |
МСК |
Андрей Якимов |
Extra 330SC |
RA-3017G |
10425,84 |
52,103 |
8. |
МО |
Дмитрий Шакуров |
Sukhoi 26M |
RA-1931G |
9976,73 |
49,859 |
9. |
МСК |
Константин Боровик |
Sukhoi 31MX |
RA-2479G |
7634,84 |
38,155 |
Автор обзора: А. Серёгин, АВИА ИМАДЖЕС, 2023