Международные авиаперевозки в России восстановились после шока, вызванного введением санкций год назад. Статистика Росавиации показывает, что в марте российские авиакомпании перевезли свыше 1,6 млн пасс. на международных направлениях — более чем в два раза больше, чем в марте 2022 года. Это также больше, чем в феврале 2023-го, когда на международных рейсах было перевезено 1,5 млн чел., что, в свою очередь, практически столько же, сколько годом ранее.
В марте 2022 года объем международных перевозок российскими авиакомпаниями упал до 739 тыс. пасс., после того как западные страны ограничили доступ российским авиакомпаниям к своему воздушному пространству. Международные перевозки также были дополнительно ограничены риском ареста российских авиалайнеров по всему миру по запросу западных лизингодателей. Кроме того, авиационные власти Бермуд и Ирландии, где была зарегистрирована бóльшая часть российского коммерческого флота, приостановили сертификаты летной годности этих самолетов.
Министерство транспорта России сообщило в марте 2022-го, что только шесть местных авиакомпаний продолжали выполнять международные рейсы. Зарубежные направления были ограничены несколькими постсоветскими государствами, такими как Азербайджан, Армения, Беларусь, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, а также Турцией и ОАЭ. Для международных маршрутов российские авиакомпании могли тогда использовать только региональные самолеты Superjet 100 отечественного производства и небольшое количество принадлежащих им западных лайнеров, которые не могли быть арестованы за рубежом.
Однако ситуация с тех пор существенно изменилась. На совещании у президента 2 мая первый заместитель министра транспорта Андрей Костюк заявил, что сейчас уже 15 российских авиакомпаний летают в 22 страны.
В Росавиации уточнили ATO.ru, что в число упомянутых перевозчиков входят «Аврора», «Аэрофлот», «Азимут», «Азур Эйр», «Икар», «ИрАэро», «Победа», «Ред Вингс», «Россия», «Северный ветер», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр», «Ямал» и «Якутия». К доступным международным направлениям добавились Венесуэла, Египет, Израиль, Индия, Иран, Казахстан, Китай, Куба, Мальдивы, Монголия, Сейшельские о-ва, Таиланд, Туркменистан и Шри-Ланка
«Это стало возможным благодаря в том числе проводимой работе по дерегистрации воздушных судов [из иностранных реестров]», — отметил Костюк.
По словам Костюка, количество очищенных авиалайнеров теперь составляет 186. Правительство также помогло крупнейшей авиакомпании страны «Аэрофлоту» и ее бывшему дочернему предприятию «Авроре» выкупить некоторые западные самолеты, которые находились в финансовом лизинге.
Российские власти, кроме того, пытаются привлечь больше иностранных авиаперевозчиков в страну. Согласно заявлению представителя Минтранса, на сегодняшний день в Россию прилетают рейсы 52 иностранных авиакомпаний из 27 стран, в то время как в марте 2022 года этот показатель был равен 29 авиакомпаниям из 20 стран.
Основным зарубежным направлением для российских путешественников, по всей видимости, остается Турция, которая служит не только популярным летним курортом, но и транзитным хабом, откуда можно лететь напрямую по многим западным направлениям, несмотря на санкции. Костюк отметил, что летом 2023 года российские перевозчики увеличат количество рейсов в Турцию наполовину. Ожидается, что они будут выполнять 720 еженедельных рейсов по 62 маршрутам. Турецкие авиаперевозчики смогут выполнять 630 еженедельных рейсов по 37 маршрутам в Россию.
По данным Министерства культуры и туризма Турции, в 2022 году в страну прибыло 5,2 млн российских туристов, что на 13% больше, чем годом ранее. Тем не менее этот результат более чем в два раза ниже рекордных значений 2019 года, когда только российские авиакомпании перевезли между двумя странами 11,7 млн пасс.
В Минтрансе ожидают, что общее количество авиапассажиров в 2023 году возрастет на 6%, до 101,2 млн чел. Из них 19,3 млн пасс. будет перевезено на международных маршрутах, остальные 81,9 млн — внутри страны. Как отметил Костюк, на 23 апреля российские авиакомпании уже перевезли 25,9 млн пасс., что на 745 тыс. чел. больше запланированного результата.