АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Как самолет короля Карла вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы


В этот день 30 лет назад четырехмоторный реактивный самолет British Aerospace 146-100, принадлежащий Королевским ВВС (RAF), потерпел неудачу при приземлении на шотландском острове Айлей в архипелаге Внутренние Гебриды.

Что сделало эту аварию особенно заслуживающей внимания, так это не тип самолета и не место, в котором она произошла, а пилот, управлявший самолетом в тот день – не кто иной, как король Карл III (тогда принц Чарльз – герцог Уэльский), нынешний монарх Объединенное королевство.

AeroTime более подробно рассматривает саму аварию, ее последствия и то, где оказался самолет после королевской трагедии в 1994 году.

Предыстория аварии

Это было 29 июня 1994 года, около 11:50 на шотландском острове Айлей, расположенном примерно в 150 милях к западу от Глазго, в группе островов, известных как Внутренние Гебриды. Аэропорт Айлей (ILY) имеет основную взлетно-посадочную полосу 13/31 с общей длиной 1545 м (5069 футов) – относительно короткую по сравнению с крупными шотландскими аэропортами Абердина (ABZ), Глазго (GLA), Эдинбурга (EDI) и Инвернесс (INV), но все еще способный принимать как винтовые, так и реактивные самолеты.

Чарльз направлялся на остров для участия в нескольких местных сражениях на одном из двух самолетов British Aerospace 146-100 (называемых в ВВС Великобритании «146 CC2»), находящихся в ведении 32-й эскадрильи Королевских ВВС, также известной как «Королевская эскадрилья». Маленькие красные, белые и черные квадроциклы, которым было поручено доставлять членов королевской семьи Великобритании на общественные и частные мероприятия как внутри Великобритании, так и за ее пределами, в то время были обычным явлением в аэропортах Великобритании и Европы.

Кен Филдинг / Wikimedia Commons

Самолет, попавший в аварию, с бортовым номером RAF ZE700, был поставлен в тот день перед задачей перевезти Чарльза с более ранних боев в Абердине на материке. Как обладатель лицензии пилота Великобритании, Чарльз был известен тем, что регулярно летал сам и часто брал на себя управление самолетом Royal Flight, когда летал на них на встречи или на встречи.

В тот день, о котором идет речь, он занимал место капитана (левое) в кабине самолета 146 в качестве летного пилота («PF»), а чрезвычайно опытный командир эскадрильи Грэм Лори выступал в роли второго пилота (или пилота). контроль «PM») на правом сиденье.

Попытка высадки на острове Айлей

Поскольку погодные условия в аэропорту Айлей были пасмурными, с порывистым ветром, но в целом сухим, самолет подошел к аэропорту с севера, намереваясь совершить посадку с полной посадкой.

Посадка должна была быть произведена на взлетно-посадочной полосе 13, для которой заявленная доступная посадочная дистанция (LDA) составляла 1245 м (4083 фута). Во время попытки приземления ветер дул со скоростью 250 градусов и скоростью 20 узлов (23 миль в час/37 км/ч), создавая попутный ветер на взлетно-посадочной полосе со скоростью 12 узлов (14 миль в час/23 км/ч).

Гугл Земля

Комиссия по расследованию позже описала заход 146-го на взлетно-посадочную полосу как «нестабильный» и превышающий желаемую траекторию захода на посадку. Кроме того, скорость захода на посадку самолета значительно превышала предписанную, учитывая погодные условия и длину взлетно-посадочной полосы.

Сообщалось, что скорость самолета при пересечении порога на 32 узла (37 миль в час/60 км/ч) выше, чем должна была быть в этой критической точке. Чрезмерная скорость в сочетании с высоким заходом на посадку и попутным ветром привела к тому, что самолет приземлился далеко от взлетно-посадочной полосы, и для выката и торможения осталось всего около 784 метров (2571 фут).

Самолет сначала приземлился на носовое шасси (NLG), а затем «тачку» — когда основное шасси (MLG) не соприкасается с поверхностью взлетно-посадочной полосы из-за высокой скорости воздуха, проходящего над крылом, продолжающего приземляться. произвести подъем. Неспособность MLG установить прочный контакт с асфальтом задержала активацию переключателей веса на колесах и, следовательно, раскрытие подъемных спойлеров и автоматический выбор мощности холостого хода от четырех двигателей самолета.

Кроме того, следователи обнаружили, что колесные тормоза MLG были задействованы до полной активации системы противоюзовой защиты, что привело к блокировке обоих внутренних основных колес и выходу из строя обеих шин. В конечном итоге переключатели веса на колесах сработали, когда осталось всего 509 м (1669 футов) взлетно-посадочной полосы.

Не имея возможности остановиться на оставшемся расстоянии, из-за потери тормозной способности двух основных шин и чрезмерной скорости, вызванной задержкой активации спойлеров, самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и свалился в кювет. В результате самолет получил серьезные повреждения.

На место происшествия прибыла пожарно-спасательная служба аэропорта, а Чарльза быстро увезли на своем кортеже, чтобы продолжить свой маршрут, оставив другую команду разбираться с последствиями аварии.

Последующее расследование

Поскольку в катастрофе участвовал военный, а не гражданский самолет, именно Комиссия по расследованию Королевских ВВС расследовала события, приведшие к неудачной посадке и последующему вторжению в пролет.

Сообщалось, что после завершения расследования Комиссия пришла к выводу, что капитан (Чарльз) проявил «халатность, поскольку он не вмешался [with positive control inputs] когда характеристики и ограничения самолета были превышены на последних этапах полета». Штурман (командир эскадрильи Лори) также был признан небрежным за «неспособность сообщить капитану о попутном ветре и обратить его внимание на неточные параметры захода на посадку».

«Это была не совсем авария», — цитирует Чарльза газета The Herald Scotland после аварии. «Мы вылетели за пределы взлетно-посадочной полосы. Я не рекомендую, чтобы это случалось постоянно, но, к сожалению, это произошло», — добавил он.

«Оглядываясь назад, и это замечательно, я должен был заставить его пролететь мимо и попробовать другой подход, но я сказал ему приземлиться, поэтому он сделал именно то, что ему сказали», — сказал командир эскадрильи Лори в интервью The Газета People в интервью несколько месяцев спустя.

Сообщается, что ущерб, нанесенный ZE700 во время приземления и вылета, обошелся британским налогоплательщикам более чем в 1 миллион фунтов стерлингов (1,27 миллиона долларов по текущему обменному курсу). Самолет вернулся к летным обязанностям в составе 32-й эскадрильи после капитального ремонта и окончательно был выведен из эксплуатации в 2022 году (см. Ниже).

Авиационные эксперты по-прежнему считают, что посадка технически классифицируется как несчастный случай, а не как инцидент, а некоторые даже называют ее «катастрофой», учитывая масштабы повреждений, нанесенных самолету.

Летная карьера короля Чарльза

Чарльз впервые начал активно заниматься полетами, будучи молодым студентом Кембриджского университета в Великобритании. Чарльз прошел базовую летную подготовку в Университетской авиационной эскадрилье (UAS), базирующейся в аэропорту Кембриджа, и совершил свой первый полет в январе 1969 года на самолете De Havilland Chipmunk по прозвищу «Красный дракон».

Этот одномоторный учебно-тренировочный самолет с низкорасположенным крылом содержал пилота и его инструктора в тандемной конфигурации (один сидел позади другого).

За время работы в UAS Чарльз совершил 101 полет на самолете под руководством командира эскадрильи летного инструктора UAS Филипа Пинни. Чарльзу, тогдашнему принцу Уэльскому, в то время было около 20 лет. К марту 1969 года Чарльз успешно получил лицензию пилота.

Майк Фрир / Wikimedia Commons

Получив степень бакалавра по археологии и истории в Кембриджском университете в 1970 году, Чарльз вступил в Королевские военно-воздушные силы в 1971 году. Фактически, согласно его официальному сайту, Чарльз сам прилетел в учебный центр в Кранвелле, Линкольншир. Получив свои желанные «крылья» Королевских ВВС, Чарльз продолжил обучение в Королевском военно-морском колледже. Затем он прошел подготовку в качестве пилота вертолета и присоединился к Королевской военно-морской авиационной эскадрилье. Его официальная военно-морская служба закончилась в 1976 году.

Хотя Чарльз служил и в Королевских ВВС, и в Королевском флоте, у него все еще были внешние обязательства, которые он должен был выполнять в качестве члена британской королевской семьи. Интересно, что Чарльз часто сам летал на подобные мероприятия, управляя самолетами 32-й Королевской эскадрильи. Он регулярно летал на самолетах в составе Королевской эскадрильи вплоть до середины 1990-х годов.

Однако авария на острове Айлей все изменила. Налетав более двух десятилетий, в 1995 году Чарльз решил сдать крылья, отказаться от лицензии пилота и прекратить летные дни. С того дня на острове Айлей Чарльз оставил летные обязанности другим, предпочитая быть пассажиром, а не пилотом на рейсах, которые он теперь выполняет, одновременно выполняя как государственные, так и частные обязанности.

Где сейчас ZE700?

Самолет ZE700, попавший в аварию на острове Айлей, вернулся в строй 32-й эскадрильи через несколько месяцев после восстановления и ремонта. Он продолжал перевозить членов королевской семьи Великобритании (включая Чарльза), а также высокопоставленных министров правительства и сотрудников Министерства обороны еще 27 лет, пока, наконец, не был отправлен в отставку в 2022 году.

InsectWorld / Shutterstock

Два 146 CC2, которые летали в RAF, были заменены современными самолетами Dassault 900LX, которые были более экологичны благодаря своим меньшим двигателям, что привело к снижению расхода топлива и выбросов. Они также предлагали гораздо большую дальность полета, чем 146-е.

16 марта 2022 года ZE700 был переправлен со своей базы на бывший аэродром британских ВВС в аэропорту Сент-Атан (DGX) недалеко от Кардиффа в Уэльсе. Во время своего последнего полета самолет совершил несколько пролетов в ключевых аэропортах и ​​аэродромах, которые сыграли ключевую роль в истории самолета, включая Королевские ВВС Брайз-Нортон, аэропорт Глазго Прествик и аэродром Уортон, где он был первоначально построен компанией British Aerospace (ныне BAE Systems). .

SAC Анна Харрис / Королевские ВВС

Оказавшись благополучно в Сент-Атане, самолет поселился в Музее авиации Южного Уэльса (SWAM). Будучи переданным в дар музею ВВС Великобритании, самолет был лишен специального электронного оборудования, прежде чем был официально передан операторам музея.

Самолет был назван в честь капитана группы Лайонела Риза VC, валлийского летчика-истребителя из Карнарвона, награжденного Крестом Виктории в Первую мировую войну. Риза наградили высшей наградой Великобритании за храбрость за его действия 1 июня 1916 года, в первый день битвы на Сомме, после того как он в одиночку сразился с десятью вражескими самолетами.

Люк Питерс / AeroTime

Сестринский корабль ZE700 и единственный другой самолет 146 CC2, эксплуатируемый ВВС Великобритании (ZE701), был выведен из эксплуатации позже в том же году (2022 г.) и теперь является частью коллекции самолетов Британских авиалайнеров в Имперском военном музее, расположенном на аэродроме Даксфорд недалеко от Кембриджа, Англия.





Source link

Прокрутить вверх