Культовый истребитель, оставивший неизгладимый след в истории авиации, McDonnell Douglas F4 Phantom продолжает очаровывать энтузиастов даже сегодня. Разработанный McDonnell Aircraft Corporation дальний сверхзвуковой реактивный перехватчик и истребитель-бомбардировщик стал одним из самых успешных и универсальных истребителей своего времени.
В этой статье мы углубимся в богатую историю F4 Phantom, рассмотрим его технические характеристики и особенности, обсудим его различные варианты и выделим, в каких странах до сих пор используется этот замечательный самолет.
История F4 Phantom и ее роль
Разработка F4 Phantom началась в 1952 году, когда ВМС США искали новый палубный перехватчик для замены своих стареющих самолетов. Корпорация McDonnell Aircraft приступила к работе над этим проектом, и 27 мая 1958 года прототип XF4H-1 совершил свой первый полет. Впоследствии он поступил на вооружение ВМС США, Корпуса морской пехоты США и ВВС США.
Первоначально разработанный как истребитель для завоевания превосходства в воздухе, роль F4 Phantom расширилась, включив в него штурмовик, разведку и радиоэлектронную борьбу. Он сыграл значительную роль в различных конфликтах, включая войну во Вьетнаме, арабо-израильские конфликты и войну в Персидском заливе. F4 Phantom продемонстрировал свою универсальность, отличившись как в воздушном бою, так и в наземных атаках. Его успешные бои с вражескими самолетами принесли ему прозвище «Ведущий в мире дистрибьютор запчастей для МиГов».
Технические характеристики и особенности
F4 Phantom может похвастаться несколькими новаторскими особенностями, которые способствовали его успеху. Его двухдвигательная конфигурация, каждый из которых развивает тягу в 17 000 фунтов, обеспечивает исключительную производительность и надежность. Скорость и ускорение самолета впечатляют: максимальная скорость составляет 1,9 Маха, а способность достигать высоты более 60 000 футов.
Одним из наиболее примечательных аспектов F4 Phantom является его усовершенствованный радар и системы авионики. Оснащенный радаром AN/APQ-72, он может поражать цели за пределами видимости.
F-4 Phantom II, в частности вариант F-4J, был новаторским самолетом, который начал использовать оперативную возможность «смотреть вниз / сбивать». Это новшество позволило F-4J эффективно отслеживать и поражать самолеты противника, летящие на малых высотах.
Кроме того, он оснащен передовыми системами электронного противодействия (ECM) для противодействия радарам и ракетам противника.
Категория | Технические характеристики варианта F-4E |
Размеры | |
Длина | 19,20 м (63 фута) |
Размах крыльев | 11,70 м (38 футов 5 дюймов) |
Высота | 5,03 м (16 футов 5 дюймов) |
Площадь крыла | 49,2 м² (530 кв. футов) |
Масса | |
Пустой вес | 13 757 кг (30 328 фунтов) |
Максимальный взлетный вес (MTOW) | 28030 кг (61795 фунтов) |
Производительность | |
Максимальная скорость | 1,9 Маха (2370 км/ч, 1470 миль/ч) |
Диапазон | 2816 км (1750 миль) |
Сервисный потолок | 18 000 м (60 000 футов) |
Скорость набора высоты | 210 м/с (41 300 футов/мин) |
Тяговооружённость | 0,86 для полной массы и 0,58 для максимальной взлетной массы. |
Электростанция | |
Двигатели | 2 × ТРД General Electric J79-GE-17A |
Толкать | Каждый двигатель развивает 79,38 кН (17 845 фунтов силы) с форсажной камерой. |
Вооружение | |
Оружие | 1 × 20-мм пушка M61 Vulcan Gatling |
Узлы подвески | До 9 внешних точек подвески для различных конфигураций боеприпасов |
Ракеты | Ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», включая AIM-9 Sidewinder и AGM-65 Maverick. |
Бомбы | Обычные и высокоточные бомбы, включая серии Mk 82 и Mk 84. |
Авионика | |
Радар | Вестингауз AN/APQ-120 или AN/APQ-172 |
Электронная война | ALQ-119 ECM pod, диспенсеры мякины и факела |
Варианты Фантома F4
За время производства F4 Phantom претерпел несколько модификаций, и было выпущено 19 основных версий, адаптированных к конкретным требованиям миссии.
Некоторые из его известных вариантов включают:
- Ф-4Б: первая серийная версия для ВМС США с улучшенным радаром и авионикой по сравнению с прототипами, всего построено 649 единиц.
- Ф-4С: первоначальный вариант ВВС США, предназначенный для ведения боя воздух-воздух; Было построено 583 единицы.
- Ф-4Д: модернизированная версия F-4C с улучшенной авионикой и радаром, построено 825 единиц. Этот вариант используется до сих пор.
- Ф-4Е: широко экспортируемый вариант с модернизированным двигателем, улучшенными возможностями атаки воздух-воздух и наземных целей, а также передовой системой предкрылков для повышения маневренности; Было построено 1370 единиц. Этот вариант также используется до сих пор.
- F-4G Дикая ласка V: вариант радиоэлектронной борьбы, разработанный для ВВС США, оснащенный специализированными системами подавления радаров противника, построено 134 единицы.
Заказы и поставки
Успех F4 Phantom не ограничивается Соединенными Штатами. Он стал востребованным самолетом во всем мире. Он производился с 1958 по 1981 год, и за это время было построено более 5195 F4 Phantom, которые были доставлены во многие страны.
Страны, которые использовали F4 Phantom
Воздействие F4 Phantom было поистине глобальным, поскольку он использовался во многих странах мира.
Некоторые из наиболее известных стран, которые использовали F4 Phantom, включают:
- Соединенные Штаты : в качестве основного разработчика Соединенные Штаты широко использовали F4 Phantom в своих вооруженных силах. Он служил в ВМС США, Корпусе морской пехоты США и ВВС США, выполняя различные функции.
- Германия: F4 Phantom сыграл решающую роль в обороне Западной Германии во время холодной войны. Немецкие ВВС или Люфтваффе эксплуатировали F4 Phantom и использовали его как универсальный многоцелевой самолет.
- Япония : с 1968 года Воздушные силы самообороны Японии (JASDF) приобрели F4 Phantom и использовали его в качестве передового истребителя. F4 Phantom играл жизненно важную роль в противовоздушной обороне Японии и служил символом приверженности страны безопасности.
- Соединенное Королевство : Королевские ВВС (RAF) также закупили F4 Phantom и использовали его в основном для противовоздушной обороны. Британский вариант, известный как F-4K и F-4M, отличался уникальными модификациями, отвечающими особым требованиям RAF.
На самом деле, это всего лишь несколько примеров стран, которые использовали F4 Phantom, иллюстрирующие его широкое международное присутствие и влияние.
Текущие операторы
F-4 Phantom продолжает активно использоваться в нескольких странах мира.
Давайте посмотрим на нынешних операторов этого культового самолета и на то, как они используют F-4 Phantom для различных миссий, от противовоздушной обороны до штурмовиков.
- Греция : ВВС Греции приобрели F4 Phantom и используют его как для противовоздушной обороны, так и для наземных атак. В строю до сих пор находится 18 F-4E.
- Южная Корея : ВВС Республики Корея (ROKAF) эксплуатируют 27 самолетов F-4E и используют этот самолет в качестве ключевого средства для защиты воздушного пространства Южной Кореи. F4 Phantom также оказывал необходимую поддержку во время обострения напряженности на Корейском полуострове. Однако ROKAF готовится заменить свой устаревающий парк F-4E.
- Турция : ВВС Турции приобрели F4 Phantom в 1974 году и используют его в качестве жизненно важного компонента своего парка ПВО. На вооружении находится 54 терминатора F-4E 2020.
- Иран : до Исламской революции Иран эксплуатировал значительное количество F4 Phantom. На сегодняшний день в строю находится 62 F-4D, F-4E и RF-4E.