Что сделало Douglas DC-8 таким уникальным в истории гражданской авиации? Он достиг сверхзвуковой скорости, то есть скорости, превышающей скорость звука.
Douglas DC-8 — старый узкофюзеляжный тяжелый авиалайнер конца 1950-х годов, современник Boeing 707. Некоторые любители авиации сегодня, возможно, не слышали об этом типе. А из тех, кто слышал, некоторые, возможно, не знают, что сделало DC-8 уникальным среди гражданских авиалайнеров.
Смельчаки и исследователи
Некоторые из вас, возможно, помнят парня, известного как «Человек-муха», который в 1970-х годах исполнял трюк «хождение по крыльям» на DC-8. Его звали Рик Рожатт, он был канадским каскадером, который называл себя настоящим супергероем. «Человек-муха» Рожатта вдохновил одноименного персонажа Marvel Comics.
Насколько известно вашему автору, Рожатт был единственным человеком, который выполнил такую процедуру с таким большим самолетом. Хотя это было необычно и не было чем-то странным, это не то, что сделало DC-8 уникальным.
Есть еще кое-что, что заслужило DC-8 место в истории авиации. Этот тип давно выведен из эксплуатации, но NASA до сих пор летает на нем. Они используют один из почтенных старых реактивных лайнеров в качестве летающей лаборатории, в основном для различных наук о Земле.
Тип имеет как дальние, так и тяжелые возможности. И это делает DC-8 уникально подходящим для содействия широкому спектру научных исследований.
Но это, хотя само по себе весьма интересно и уникально, не делает DC-8 по-настоящему уникальным.
Сверхзвуковой DC-8? Ну да, на несколько секунд
Когда думаешь о сверхзвуковых путешествиях… гражданских путешествиях… первое, что приходит на ум, это Concorde SST. Затем, возможно, Ту-144, который был русским ответом Concorde.
Конечно, это единственные гражданские авиалайнеры, преодолевшие звуковой барьер, не так ли?
Нет.
21 августа 1961 года летчик-испытатель компании Douglas Уильям Магрудер поднял в воздух DC-8. N9604Z от взлетно-посадочной полосы на авиабазе Эдвардс. Затем он начал долгий, медленный подъем на высоту около 52 000 футов.
(Или 50 000, в зависимости от того, какому источнику вы верите. В любом случае, это само по себе рекорд.)
Оттуда он сделал полуперегрузку и перевел большую птицу в пике. Пролетая над 45 000 футов, реактивный лайнер преодолел звуковой барьер, сохраняя скорость 1,01 Маха около 16 секунд.
Страшный момент – и быстрое мышление
Восстановление было немного сложным. Магрудер попытался выйти из пике, но обнаружил, что рули высоты неэффективны. Стабилизаторы тоже не работали; их двигатели не могли преодолеть большие нагрузки, которые накопились при выходе.
Затем Магрудер надавил еще немного, и это уменьшило нагрузку достаточно, чтобы позволить стабилизаторам выполнить свою работу.
Наконец он смог восстановиться на высоте около 35000 футов и направился обратно на посадку в Эдвардсе. Там его ждала небольшая помпезность и церемония.
Самолет, сделавший DC-8 уникальным
Для рекордного полета использовался самолет DC-8-43, построенный для Canadian Pacific Airlines и получивший название «Императрица Монреаля».
Во время полетов в США до поставки самолет имел гражданскую регистрацию США N9604Z. Но после поставки в Canadian Pacific ему была присвоена канадская регистрация CF-CPG.
Самолет продолжал нести службу в компании Canadian Pacific (позже переименованной в CP Air) до 1974 года. После этого он был передан другим компаниям и, наконец, продан на слом в 1980 году.
Уникальное достижение, все во имя маркетинга
По сути, все это было разрекламированным рекламным трюком. Douglas конкурировал с Boeing на рынке гражданских реактивных авиалайнеров, выставляя DC-8 против 707.
Во время испытаний DC-8 развил скорость 0,97 Маха, и Магрудер решил, что он сможет без проблем преодолеть скорость 1 Маха.
Почему бы и нет, правда? В любом виде состязания хочется продемонстрировать превосходство над конкурентами. Хотя бы ради хвастовства.
Таким образом, этот полет был запланирован для того, чтобы продемонстрировать, что «самолет может выдержать это и не развалиться», как выразился бортинженер компании Magruder Ричард Эдвардс.
DC-8 сопровождался в полете парой самолетов сопровождения, что было и остается стандартной практикой во время большинства экспериментальных испытательных полетов. Они находятся там, чтобы наблюдать за испытанием и сообщать эти наблюдения испытательной команде.
В этом случае преследователями были оба самолета ВВС США: Lockheed F-104A и North American F-100F. На фотографии выше F-104 виден с надписью «Императрица Монреаля», нарисованной на фоне «черного» неба, которое так часто можно увидеть на больших высотах.
За штурвалом F-104 находился не кто иной, как полковник Чарльз Э. Йегер, первый человек, преодолевший звуковой барьер. (В горизонтальном полете.) Вроде как и положено, и его присутствие добавляло немного перца сверхзвуковому рагу, так сказать.