Продолжение беседы с судьёй Чемпионата России по самолётному спорту и пилотом группы "Первый полёт" Ириной Марковой
В первой части интервью Ирина Петровна поделилась своими впечатлениями и наблюдениями о 33-м Чемпионате России по самолётному спорту, а также подробно рассказала о работе судьи в рамках чемпионата. Во второй части, Ирина Петровна раскрывает нюансы и секреты работы с непростым в эксплуатации самолётом Як-54. А также делиться своим мнением о программе Фристайл в рамках чемпионата по самолётному спорту.
ИНТЕРВЬЮ И ВСЕ ФОТО: Александр Серёгин
Александр Серёгин:
Что касается техники, Вы летаете на Як-54 в составе пилотажной группы «Первый полёт», этот самолёт подходит для выступлений на соревнованиях, в частности, в категории Неограниченный или он проигрывает Су и Экстра? В чём вообще между ними разница с точки зрения пилота-спортсмена?
Ирина Петровна Маркова:
Самолет Як-54 хоть и создавался более, чем на десять лет позже, чем Су-26, но он изначально не был конкурентноспособным в Высшей лиги. Потому что самолёт сделан цельнометаллическим, в отличии от Сухого и Экстры, которые почти наполовину состоят из композитов. Су и Экстра значительно легче Як-54, что даёт им большую манёвренность при пилотаже. Кроме того, у них больше энерговооруженность. Это основные причины, по которым самолёт Як-54 не сможет достичь высоких результатов именно в Высшей лиги. Сейчас эта разница еще более усугубилась, потому что пилотажные комплексы стали намного сложнее, чем были раньше в Высшей лиги. Як-54 если и подходит для соревнований, то это максимум в классе Advanced. Для этого у него есть все возможности, потому что самолет достаточно хорошо и легко выполняет обратный пилотаж, очень удобен в управлении как в прямом, так и в обратном полёте, усилия одинаковые, в этом плане он очень комфортный и замечательно крутит штопорные. Я бы назвала его самым лучшим самолётом, на котором мне довелось летать, который штопорные вращения делает без всяких заморочек.
Также отмечу свое мнение и мнение многих лётчиков кто летал на Як-54, что это один из самых сложных самолётов на посадке. В силу ограниченного обзора земли, посадочного положения самолёта, и в силу того, что у Як-54 очень эффективные рули на посадке и большая посадочная скорость – всё в совокупности ведёт к сложности посадки этого спортивного самолёта. И я знаю не мало случаев, когда делали «циркуль» на нём, можно сказать, что достаточно немного зазеваться и «циркуль» тебе обеспечен. Як-54 не допускает вольностей, на посадке особенно.
Ещё об отличиях Як-54 от Су-26 и Экстр. Як-54 требует хорошей физической подготовки от пилота – на нём нужно летать «на мышцах». По усилиям на ручке самолёт вполне себе сопоставим с Як-52, может быть чуть-чуть только полегче, но реально нужна хорошая мышечная сила чтобы управлять этим самолётом.
Как я уже говорила, Як-54 хорош в штопорных вращениях, а также в нём посадка не смотря на её техническую сложность более комфортна, чем в Экстре. В Экстре пилот зажат — ноги недостаточно свободно работают, есть ограничения в подвижности, тогда как в наших русских самолетах такой ограниченности нет ни в одном типе. В Як-54 кабина пилота одна из самых удобных – широкая, просторная, угол наклона сиденья способствует переносу перегрузок. В Экстре и, например, в Як-52 посадки более вертикальные и перегрузка переноситься сложнее. Легче всего переносятся перегрузки пилотом в Су-26, также этот типа самолёта наиболее комфортен в посадке если говорить в целом.
А.С.:
В этом году в рамках чемпионата должен был быть зачёт и в категории Фристайл, но не вышло, погода и другие факторы помешали, как на Ваш взгляд включение в состав программы чемпионата этого вида правильный шаг?
И.М.:
Программа Фристайл уже давно включена в состав соревнований Чемпионата России по высшему пилотажу, но проблема в том, что в силу разных причин она редко разыгрывается. Наличие в составе Чемпионата России программы Фристайл на мой взгляд правильный шаг, поскольку это нечто новое для любого из участников и эта программа требует огромного внимания от каждого спортсмена, плюс нужно добавить музыку, суметь сложить не только классические фигуры, но и придумать связки фигур, то есть это целая отдельна история! И я думаю, что она в целом не каждому пилоту по силам. Очень многое зависит от опыта, смелости и готовности лётчика к этой программе. Конечно, возможность себя попробовать в свободной программе будет интересна многим. Но не стоит обманываться, к этой программе нужно действительно готовиться очень тщательно! На мой взгляд придумать что-то наспех здесь точно не получиться, нужен взвешенный подход и подготовка пилота-спортсмена.
На Чемпионатах России в 2022 и 2023 годах, когда программа Фристайл была разыграна. Полёты показали, что эта программа действительно вызывает наибольший интерес не только у зрителей, но и у самих пилотов участников. Для человека постореннего, зрителя, это вообще всегда смотрится необычно – как самолёт может летать под музыку! В 2022 году в Михеево в Калужской области получился настоящий праздник. Было много зрителей, которые наблюдали за полётами, особенно за программой Фристайл. Ко мне многие знакомые даже подходили в те дни и благодарили за приглашение и эффектные выступления пилотов.
А.С.:
Как Вы считаете, если программа по Фристайлу будет выглядеть интересной, можно ли в будущем собрать пилотов для организации отдельного авиашоу именно по Фристайлу, в том же Большом Грызлово, или тут уже нужна иная площадка проведения? Сейчас вообще много пилотов, кто имеет навыки для выступления в такой категории или это единицы?
И.М.:
Шоу только из числа участников программы по Фристайлу я думаю будет слишком коротким, так как пока ещё не так много пилотов, кто владеет навыками выступления в этой программе. Только если включить этот вид упражнения в какую-либо шоу программу на том же МАКСе или на Фестивале Небо. Только как отдельное шоу по Фристайлу я перспектив не вижу, так как маловато пилотов сейчас с достаточным опытом и подготовкой. Бесспорно, пилоты те, кто с опытом, а мы их прекрасно знаем – Михаил Мамистов и Светлана Капанина, это наши непревзойденные классики на данный момент, и это одна из удивительных граней их таланта, что они сильны не только в классическом пилотаже, но и во Фристайле. На мой взгляд это большая редкость. Были ребята летающие выше среднего, но при этом они любили свободные полёты и на таких полётах они отрывались ого-го как, показывая фееричный пилотаж, но в классическом пилотаже они были не очень сильны. Михаил и Светлана и в том, и в другом преуспели, на мой взгляд это удивительные пилоты и личности.
А.С.:
Не планируете выступления на соревнованиях в этом сезоне или в следующем? Или в качестве судьи?
И.М.:
В спорте планирую оставаться только в качестве судьи.
А.С.:
Спасибо, Ирина Петровна, за подробный разговор, желаем Вам дальнейших успехов!
И.М.:
Спасибо!