Май 2024 года оказался для airBaltic важным на финансовом фронте.
Рижская авиакомпания не только сообщила о самой высокой прибыли за всю историю (34 миллиона евро) в 2023 году, но и сумела успешно разместить крупнейшая корпоративная облигация в истории Латвии.
Хотя процентная ставка в 14,5% вызвала у некоторых удивление, 340 миллионов евро, собранные airBaltic таким образом, позволят авиакомпании спасти довольно важный финансовый мяч.
Основная часть выручки будет использована для погашения непогашенных облигаций на сумму 200 миллионов евро, срок погашения которых истекает в июле 2024 года, а еще около 40 миллионов евро будут направлены на возврат средств государственной поддержки, выданных перевозчику правительством Латвии во время пандемии COVID-19. 19 пандемия.
В результате в руках авиакомпании остается 100 миллионов евро, которые будут использованы для финансирования ряда довольно амбициозных проектов, от продолжающегося расширения флота до внедрения Starlink на всех ее самолетах.
AeroTime встретилась с генеральным директором airBaltic Мартином Гауссом в начале июня 2024 года во время Ежегодного общего собрания IATA (AGM) в Дубае и спросила его, что означает размещение облигаций для будущего компании и ее долгожданного IPO.
«Сейчас мы сосредоточены на том, чем хотели заняться, а именно на подготовке к IPO», — пояснил Гаусс. «Потенциально это может произойти во второй половине этого года или в 2025 году, в зависимости от того, как на это смотрит финансовый мир. Если они скажут: «ОК, этот год хороший», то мы сделаем это в этом году. Если нет, то в следующем году или даже в 2026 году».
«У нас есть время до 2029 года», — добавил Гаусс, имея в виду передышку, предоставляемую новым выпуском облигаций, срок погашения которых наступает в 2029 году.
Гаусс отверг опасения по поводу более высокой процентной ставки по новым облигациям.
Он сказал, что, хотя этот тип выпуска высокодоходных облигаций, возможно, не распространен в Европе, он не является чем-то необычным и во многих других частях мира. Он также упомянул, что подписка на облигации была превышена, и окончательный портфель заказов достиг 800 миллионов евро.
«Были люди, которые в течение нескольких месяцев говорили, что выпустить облигации будет сложно», — сказал он. «Мы так и не ответили на это. Мы просто продолжали профессионально работать с банками и разместили облигации по ставке, которая оказалась ниже нашей ожидаемой ставки».
Он продолжил: «Первоклассные международные инвесторы переподписали облигации. Я знаю, что всегда ходят слухи, люди всегда пытаются что-то сказать, но мы все эти годы всегда показывали факты».
«Мы сделали это, и сделали это очень успешно», — добавил он. «Поэтому сейчас мы концентрируемся на нашем IPO и росте, поскольку мы единственная авиакомпания, которая может удвоить размер своего авиапарка в ближайшие пять лет и имеет для этого портфель заказов. Сейчас у нас выделено 100 самолетов А220, которые мы получим до 2029 года.
«Мы превращаемся из маленькой авиакомпании в среднюю. Вот такая история на данный момент».
Гаусс сравнил недавние финансовые шаги авиакомпании с другими сложными и смелыми сделками в истории airBaltic, которые в конечном итоге окупились.
«Я помню, как в 2012 году мы купили самолет, который тогда назывался CS300. Сегодня это А220 [the Bombardier C-Series was subsequently acquired by Airbus and renamed the A220 – ed. note]— отметил Гаусс. «Люди говорили: «Что они собираются с этим делать?» «Почему они не покупают то или это?» Сегодня мы являемся крупнейшим эксплуатантом в портфеле заказов этого самолета, самым успешным эксплуатантом с ним».
«Приходится жить с людьми, которые иногда могут завидовать успехам airBaltic», — добавил он.
Затем Гаусс перечислил некоторые недавние и прошлые успехи авиакомпании.
«Недавно мы получили награду AI Innovation Award в Орландо за наше управление доходами. В конце этого года мы разместим на борту наших А220 SpaceX Starlink, став первой авиакомпанией в Европе, сделавшей это», — сказал он. «Мы являемся поставщиком услуг премиум-класса по аренде наших самолетов с обслуживанием. Сейчас у нас есть восемь самолетов, базирующихся в Швейцарии и работающих с премиальным брендом Lufthansa Group. Наш показатель Net Promoter Score (NPS) равен 66, это единственная авиакомпания с таким [an] Рейтинг NPS в Европе. Есть так много ярких моментов в том, что мы делаем как авиакомпания».
«И есть прошлое, в котором мы никогда не проводили главу 11 или какие-либо процедуры банкротства», — продолжил он. «На протяжении 28 лет эта авиакомпания своевременно оплачивала все счета. Никто не сможет прийти к вам и сказать, что у нас когда-либо был дефолт. Мы никогда не переживали банкротства и всего остального, что делали другие».
Он добавил: «Я очень горжусь этим. Теперь, поскольку облигация размещена, мы [are going] для еще одной задачи — IPO. IPO провести непросто. Но у нас есть история успеха, о которой необходимо рассказать, несмотря на то, что в балансе есть прошлые долги. Некоторые другие авиакомпании просто сказали бы: «Хорошо, мы [will] сделать реструктуризацию. Мы обанкротимся. Создаем новую авиакомпанию или входим в главу 11′. Но нет, airBaltic ничего этого не делает. Мы проходим через это структурированным образом».
Гаусс возглавлял авиакомпанию более 12 лет, проведя компанию как минимум через два крупных кризиса.
«Надеюсь, в ближайшие два года мы завершим IPO, выпустив 100 самолетов и показав наш успех», — сказал он.
«И это еще не все», — продолжил он, прежде чем добавить, что это еще не будет раскрыто публике.
Что касается сроков IPO, Гаусс был осторожным.
«Потенциально времени для завершения IPO в этом году еще достаточно», — сказал он. «Это сжатые сроки. Но именно поэтому, если мы сделаем это во второй половине этого года, то это будет ближе к концу года».
«Мы провели большую подготовку в процессе выпуска облигаций – работа над проспектом, юридические фирмы, банки… все это хорошо», – пояснил Гаусс. «Но до того, как мы объявим об IPO, предстоит еще некоторая техническая работа.
«Сейчас мы находимся в этом процессе. Но вполне возможно, что в определенный момент в этом году нам придется сказать, что мы больше не нацелены на вторую половину этого года и что мы стремимся к 25 или 26 году. Вот почему мы говорим, что видим окно до конца 2026 года».
Гаусс также отметил, что ожидает дальнейшего роста. «Цифры подтверждают нашу модель», — сказал он.
Парк авиакомпании достигнет отметки в 50 самолетов к концу 2024 года, а затем ожидается, что парк удвоится в период с 2025 по 2029 год, достигнув 100 самолетов.
Гаусс подтвердил, что airBaltic подписала письма о намерениях (LoI) о передаче девяти из этих самолетов в аренду с обслуживанием.
«Мы прошли через COVID и не сильно задержали поставки. Мы просто забрали их всех», — сказал он. «Мы избавились от других самолетов [airBaltic retired or sold all its B737-500s and Bombardier Q400s to become a single-type, all-A220 operator – ed. note]. В прошлом году у нас был рекордный результат, лучший за 28 лет истории, и в этом году мы дали прогноз, что это будет новый рекордный год.
«Я знаю, что всегда есть люди, которые говорят, что эти парни делают то или это, но мы были авиакомпанией, летавшей на Fokker 50-х годов и старых турбовинтовых двигателях посреди пустыни, и сегодня мы являемся авиакомпанией, которую очень уважают в Европе за то, что мы делаем. Мы являемся инновационным лидером. Мы летаем на самом современном самолете, у нас будет самая современная спутниковая система, и у нас будет рейтинг промоутеров, недостижимый в Европе».
В разговоре снова всплыло давление последних нескольких месяцев, когда airBaltic стремилась привлечь дополнительный капитал, причем Гаусс критиковал то, как процесс выпуска облигаций освещался в местных СМИ Латвии».
«Я думаю, что сейчас все хорошо», — сказал он, — «и я рад, что могу так говорить сейчас, потому что это непросто, когда ты находишься в процессе установления облигаций, и общественность принимает в нем участие, не понимая, что ты делаешь». , с большим вниманием средств массовой информации, что ненормально».
Он добавил: «Я не видел, чтобы какая-либо авиакомпания получала такие отчеты о процессе залога. В процессе за нами следили, чего обычно никогда не увидишь. Но из-за очень закрытых местных СМИ, которые распространяли информацию, это был очень необычный процесс. Для нас это было непрофессионально, потому что мы не должны комментировать такой процесс».
«Финансовое право гласит, что вы не можете говорить определенные вещи», — продолжил он. «Но нам приходилось комментировать, комментировать и комментировать из-за требований общественности. В конце концов, все были удивлены тем, что число подписчиков было сильно перевыполнено».
Вскоре руководитель авиакомпании переключился на одну из своих любимых тем – инновации и технологии, в частности на флагманский проект авиакомпании в этой области: развертывание связи Starlink.
«Мы ждали одобрения STC, которое ожидается в четвертом квартале этого года», — пояснил Гаусс. «И затем мы очень быстро внедрим это на всех наших самолетах».
«На установку всего парка уйдет от трех до шести месяцев, потому что это очень простая установка», — сказал он. «Starlink отличается от других спутниковых систем тем, что ему не нужна вся проводка. Итак, у вас есть только антенна, маршрутизаторы и одно соединение с концевым отсеком, где находится питание. Вот и все.»
«Мы уже это протестировали», — добавил Гаусс. «Скоро у нас будет прототип. Мы не будем запрашивать логин или какой-либо пароль, поэтому он будет просто доступен. Это тоже то, что мы хорошо сделали более двух лет назад, но об этом никто не говорил. Qatar Airways только что объявили в Гамбурге, что они тоже сделают это. Итак, они следят за нами. Мы даже обсуждали это с ними и, да, мы снова будем в чем-то лидерами мира».
Прежде чем завершить нашу встречу, Гаусс сказал еще несколько слов критикам, прежде чем закончить заявлением, отражающим его позитивный взгляд на airBaltic.
«Мы много чего говорим и всегда выполняем. Мы всегда получаем некоторый негатив, но это, наверное, нормально, когда ты экспортер номер один, одна из крупнейших компаний и культовый бренд в стране», — сказал он. «Есть некоторая зависть. Некоторые ненавистники на X [are] распространение информации и небольшое сообщество, публикующее ее. Но я всегда говорю: вернитесь и прочитайте все заявления, которые я сделал с 2011 года, когда я возглавил компанию, находящуюся в банкротстве. У нас были B757, Fokker 50 и B737 Classics, а потом приходите сегодня и посмотрите на авиакомпанию. Посмотрите на все утверждения, которые я сделал. Это все, что я могу сказать».
«Все дело в исполнении», — добавил он. «Я определенно являюсь лидером, когда дело доходит до исполнения, и я думаю, что люди увидят, что это будет происходить и дальше».