Комитет по обороне Палаты общин Великобритании опубликовал резкий отчет о системе оборонных закупок Великобритании, в частности о проблемном приобретении платформы E-7 Wedgetail Airborne Early Warning and Control (AEWC), производимой Boeing.
В отчете комитета, озаглавленном «Это сломалось — и пора это исправить», выявляются существенные недостатки и содержится призыв к срочной реформе системы закупок на примере программы Wedgetail.
Проблемное приобретение британского E-7 Wedgetail
В марте 2019 года Министерство обороны Великобритании (МО) подписало контракт на закупку пяти самолетов E-7 Wedgetails, которые уже находились на вооружении Королевских ВВС Австралии и участвовали в операциях в Ираке и Сирии. Подтвержденные возможности самолета и его потенциальная будущая закупка ВВС США сделали его привлекательным выбором для Великобритании, чтобы заменить свой парк из шести самолетов E-3D Sentry.
Однако первоначальный заказ Великобритании был сокращен до трех E-7 в документе командования обороны от 2021 года. В отчете указывается, что сокращение, вероятно, было вызвано соображениями стоимости, при этом первоначальный заказ на пять E-7 оценивается в 2,1 миллиарда фунтов стерлингов. .
Тем не менее, в соответствии с первоначальным контрактом, МО было обязано купить пять связанных бортовых радаров Northrop Multi-role Electronicly Scanned Array (MESA), на которые приходится большая часть стоимости.
Для сравнения, планеры представляют собой бывшие в употреблении авиалайнеры Boeing 737NG, приобретенные у коммерческих авиакомпаний, базирующихся в Китае и Гонконге, для переоборудования STS Aviation Group. Ожидается, что основная часть экономии будет получена за счет сокращения потребностей в инфраструктуре и поддержке, как объяснил главный маршал авиации сэр Ричард Найтон в своем отчете. предыдущее слушание с комитетом. Но, согласно отчету, парк из трех E-7 все равно в конечном итоге будет стоить 1,89 миллиарда фунтов стерлингов.
«Даже элементарная арифметика подсказывает, что заказ трех E-7, а не пяти (примерно 90% от первоначальной стоимости приобретения) представляет собой крайне плохое соотношение цены и качества», — говорится в отчете.
Относительно разрыва мощностей
Кроме того, начальные эксплуатационные возможности (IOC) для E-7 Wedgetail, первоначально запланированные на 2023 год, были перенесены на 2024 год. Boeing объяснил задержку с поставкой самолета сбоями в цепочке поставок, вызванными пандемией COVID-19 и связанной с этим рабочей силой. проблемы. Тем не менее, IOC может быть отложен еще больше, поскольку полное экономическое обоснование (FBC), которое включает окончательные детали, такие как контракт на поддержку в процессе эксплуатации, все еще обсуждается с производителем.
Комитет подчеркивает, что задержка с приобретением E-7 Wedgetail усугубляет существующий пробел в возможностях. Самолет ДРЛО Boeing E-3 Sentry, который должен заменить E-7, был выведен из эксплуатации в 2021 году. Это создало значительную уязвимость, особенно в свете продолжающихся конфликтов, таких как война на Украине.
«Поэтому сокращение запланированного количества самолетов с пяти до трех кажется еще большей ложной экономией, по сути, абсолютной глупостью не только с финансовой, но и с эксплуатационной точки зрения», — заключает отчет.
10 июля 2023 года правительство Австралии обязалось развернуть самолет E-7A Wedgetail для защиты доставки военных и гуманитарных грузов в Украину через Польшу и другие соседние страны.