ATO.ru — Укрепляя и без того тесные отношения в оборонной сфере, Азербайджан и Турция подписали соглашение в кулуарах Международной выставки оборонной промышленности (IDEF) в Стамбуле в конце июля. Оно должно “определить рабочие процедуры и принципы сотрудничества” по совместному производству и разработке турецкого истребителя пятого поколения Kaan, говорится в расплывчато сформулированном заявлении агентства оборонной промышленности Турции SSB.
То, что Прикаспийское государство может предложить программе Kaan что-то серьезное, вызывает сомнения, поскольку Азербайджан едва ли известен достижениями в области аэрокосмического производства. Однако в соглашении SSB отмечается, что “будут определены и оценены компетенции, созданные в Азербайджане, для подготовки производства на должным образом оцененных объектах и/или в компаниях для развития производственных возможностей”. В нем также заявляется, что промышленность страны могла бы производить некие подсистемы для Kaan.
Как считают аналитики, Баку способен стать партнером по разделению рисков в проекте, а нефтяное богатство страны могло бы сделать ее инвестором, особенно если учитывать проблемы турецкой экономики. Кроме того, «нефтяные» деньги можно было бы инвестировать в создание компаний — поставщиков аэрокосмической продукции, как это сделали другие богатые ископаемым топливом страны региона, такие как Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Баку также может стать покупателем этого самолета.
Еще одним вариантом развития могло бы стать открытие турецкой Turkish Aerospace дочернего предприятия в Азербайджане.
Последней известной аэрокосмической программой азербайджанской промышленности была сборка беспилотных авиационных систем (БАС), приобретенных в Израиле.
А с 2020 года по соглашению с «Вертолетами России» в Азербайджане велось строительство первого в Закавказье авиаремонтного предприятия, способного выполнять капитальный ремонт вертолетов линейки Миль.
Отношения Турции и Азербайджана значительно укрепились после распада Советского Союза. Благодаря их общей тюркской культуре, Баку в 1990-х годах развернулся в сторону Анкары, а тогдашний президент Азербайджана Гейдар Алиев охарактеризовал связи между ними как “одна нация — два государства”.
В 2010 году две страны подписали соглашение о стратегическом партнерстве и взаимной поддержке в вопросах обороны и безопасности.
Kaan (ранее известный как TF-X) является флагманской программой Турции в ее стремлении стать поставщиком вооружения мирового уровня.
Turkish Aerospace, которая возглавляет разработку Kaan, планирует выполнить первый полет прототипа сверхзвукового двухдвигательного боевого самолета пятого поколения до конца этого года. — ATO.ru