ATO.ru — Восстановление «китайского» рынка авиаперевозок идет более медленными, чем ожидалось темпами, но ситуация все-таки может изменится. В течение июля появилось несколько новых низкочастотных рейсов между Россией и КНР, но основные надежды на оживление исключительного важного в условиях антироссийских санкций рынка возлагаются на визы и программу выкупа российскими перевозчиками самолетов у иностранных владельцев.
29 июля, после более чем трехлетнего перерыва с момента пандемии COVID-19, китайская авиакомпания Chengdu Airlines возобновила регулярную полетную программу по маршруту Харбин – Владивосток. Полеты будут выполняться 2 раза в неделю на китайском региональном реактивном самолете COMAC ARJ21. В настоящее время из аэропорта Владивостока в КНР выполняется 5 рейсов авиакомпанией «Аврора» – в Пекин и Харбин. С приходом Chengdu общее количество рейсов возрастет до 7 в неделю.
Ранее в июле возобновились прямые рейсы по маршруту Чита – Хайлар, которые дважды в неделю на Boeing 737-700 выполняет китайский национальный перевозчик Air China.
С 25 июля российская авиакомпания S7 Airlines добавила третий еженедельный рейс в Пекин из Новосибирска. Полеты выполняются на Boeing 737-800.
Хотя рейсы в Китай выполняются еще из нескольких региональных аэропортов: Хабаровска, Иркутска и Красноярска, основной пассажиропоток между Поднебесной и РФ сосредоточен в двух российских столицах.
Из Москвы в Гуанчжоу, Пекин, Сиань, Циндао, Чунцин, Чэнду и Шанхай выполняют полеты «Аэрофлот» и семь китайских авиакомпаний: China Eastern Airlines, Sichuan Airlines, Beijing Capital Airlines, Hainan Airlines, Air China, China Southern Airlines и Tianjin Airlines.
Из Санкт-Петербурга в Пекин, Чэнду и Шанхай летают китайские перевозчики Sichuan Airlines, Hainan Airlines, China Eastern Airlines. Но потенциал велик: Пулково в докризисном 2019 году обслуживал 13 направлений в КНР.
По-настоящему увеличению взаимных пассажирских потоков может способствовать возобновление безвизовых групповых турпоездок, о котором сегодня объявило Минэкономразвития РФ. «От китайской стороны Россия получила подтверждение, что с 1 августа Китай готов принимать российские туристические группы», — говорится в сообщении ведомства.
Также в России снова заработала система единой электронной визы. Консульский департамент МИД РФ анонсировал ее запуск 1 августа.
Если скачкообразный рост пассажирского трафика действительно произойдет, то его нужно чем-то обслуживать. Администрация гражданской авиации Китая (СААС) требует от российских авиакомпаний подтверждение об отсутствии двойной регистрации — в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ICAO).
И здесь может помочь программа выкупа перевозчиками самолетов у иностранных владельцев (лизинговых компаний) за счет Фонда национального благосостояния; правительство выделило на это 300 млрд руб. По некоторым данным пять российских авиакомпаний («Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», «Руслайн» и iFly) получили разрешения на страховое урегулирование с западными владельцами по 80–90 самолетам. Приобретение в собственность арендованных самолетов позволило бы вывести их из-под двойной регистрации и использовать на зарубежных рейсах.
Преград на пути много, но перспектива есть. — ATO.ru