Когда в 2018 году стартовала украинская авиакомпания-стартап SkyUp, мало кто мог предположить, с какими трудностями ей придется столкнуться менее чем за пять лет.
Если пандемия стала первым серьезным испытанием на устойчивость и адаптивность компании, то российское вторжение в Украину 24 февраля 2022 года должно было иметь куда более далеко идущие последствия.
И все же SkyUp не просто удалось выжить. После восстановления своего бизнеса, работающего за границей, украинский перевозчик готовится возобновить рост, и на сегодняшний день обстоятельства позволяют ему вернуться на родину.
В эксклюзивной беседе с AeroTime генеральный директор SkyUp Дмитрий Сероухов рассказал о восемнадцати месяцах, изменивших историю Европы.
Он поделился подробностями о решениях, которые помогли вовремя спасти авиакомпанию, и о том, как команда SkyUp быстро адаптировалась к новой операционной среде, чтобы продолжать работу, несмотря ни на что.
Возвращение в украинское небо, конечно, остается главной мечтой Серухова, который поделился с AeroTime некоторыми бесценными знаниями о том, что нужно, чтобы возглавить авиакомпанию в военное время.
SkyUp до войны
SkyUp, частная семейная авиакомпания, запущенная в 2018 году как часть семейства брендов UP, в которое также входит Join UP!, один из крупнейших туроператоров страны до войны.
В то время украинский рынок авиаперевозок переживал период роста, и то, что изначально начиналось как чартерный оператор, поддерживающий туроператора группы, вскоре превратилось в полноценную бюджетную авиакомпанию с регулярными рейсами.
Вскоре после запуска SkyUp стала второй по величине авиакомпанией в стране и одной из самых быстрорастущих авиакомпаний в Европе, перевезя более 2,5 млн пассажиров в 2022 году.
Накануне российского вторжения парк SkyUp состоял из 15 самолетов Boeing 737.
«Мы были авиакомпанией номер два в Украине, всего несколько десятков тысяч [of passengers] отрывая нас от первого места», — пояснил Серухов. «Если бы война не началась, мы уверены, что к концу 2022 года мы были бы номером один».
К лету 2022 года планировалось создать парк из 22 самолетов и охватить сеть из 120 пунктов назначения.
Пережив череду огромных потрясений за столь короткую историю, SkyUp приобрела беспрецедентную устойчивость в авиационной отрасли.
«Каждый год нам приходилось сталкиваться с новыми проблемами. Два из них были массовыми: COVID, потом война», — сказал Серухов. «Какая еще авиакомпания в мире сталкивалась за пять лет с такой огромной турбулентностью? Я думаю, никто!»
Эти обстоятельства заставили авиакомпанию сопротивляться. «Мы можем сказать, что мы «устойчивы», не с точки зрения выбросов, — добавил он, — а с точки зрения того, как мы справились со всеми этими проблемами».
Спасти авиакомпанию под обстрелом
Но чтобы иметь возможность оправиться от невзгод, сначала необходимо было физически спасти авиакомпанию и убедиться, что персонал и самолет находятся вне опасности.
В то время как многие другие авиакомпании обнаружили, что их самолеты застряли в украинских аэропортах, когда воздушное пространство страны закрылось, SkyUp удалось вывести свой флот из страны до того, как были запущены первые ракеты.
Как только в конце 2021 года разгорелись разговоры о военных действиях, а в начале 2022 года российское вторжение стало казаться реальным, команда SkyUp начала принимать меры предосторожности.
Продолжая обслуживать украинский рынок, SkyUp позиционировала свои самолеты за границей, сводя к минимуму вероятность того, что они попадут на линию огня, если что-то пойдет не так.
Дело в том, что один из ее самолетов действительно направлялся в Украину, когда прозвучали первые выстрелы, но ему удалось быстро развернуться.
«Дело было не в удаче. Это было наше решение», — подтвердил Серухов.
Еще одним ключевым решением было сохранить весь персонал авиакомпании даже в самые неопределенные моменты начала войны.
С самого начала конфликта флот SkyUp принимал активное участие в операциях по оказанию помощи,
Украинские беженцы в других местах и перевозящие грузы, направляющиеся в Украину, в аэропорты соседних стран. К июню 2022 года в этих миссиях был задействован весь флот.
Как оператор из третьей страны в ЕС, SkyUp с началом войны оказался ограниченным операциями ACMI, поставляя самолеты и экипажи через аренду с обслуживанием другим авиакомпаниям.
В то время команда SkyUp мало знала о рынке ACMI.
«Для нас это было что-то совершенно новое, — признался Серухов. «Мы не были на этом рынке. Мы ничего не знали об этом рынке, только общее представление о том, как он работает».
Однако у него не было другого выбора, если он хотел сохранить авиакомпанию, и к концу мая 2022 года весь флот был занят этой деятельностью.
Во-первых, авиакомпании пришлось преодолевать сопротивление европейских регуляторов.
«Их первые слова были: «Вы из Украины? Невозможно работать, вы не можете работать», — сказал Серухов, добавив, что авиакомпания работала над тем, чтобы убедить регуляторов в своей готовности.
SkyUp прошел около 20 различных проверок, в том числе со стороны Агентства авиационной безопасности Европейского Союза (EASA), чтобы получить разрешения, которые позволили бы ему продолжать работу за пределами аэропортов Европейского Союза (ЕС).
Хотя некоторые эксплуатационные ограничения остаются в силе, некоторые страны ЕС, такие как страны Балтии, Польша и Румыния, предоставили SkyUp разрешение на выполнение чартерных рейсов, в основном в места отдыха в Средиземноморье, Северной Африке и на Ближнем Востоке.
С тех пор SkyUp стал перевозчиком ЕС, получив сертификат мальтийского авиаперевозчика (AOC) в мае 2023 года.
Стать авиакомпанией ЕС
Одно воздушное судно было оперативно переведено в новый реестр, но вполне вероятно, что за ним последуют еще несколько.
«План очень прост. Мы намерены его развивать», — сказал Серухов, имея в виду новый АПЦ.
Интересно, что Серухов заметил, что рост его флота, зарегистрированного на Мальте, может происходить за счет органического роста, а не за счет передачи самолетов из нынешнего парка, зарегистрированного на Украине.
Он сказал: «Я не думаю о трансферах, я думаю о новых поставках».
У SkyUp все еще есть заказ на Boeing 737 MAX. Их доставка была отложена из-за пандемии COVID-19, но они все еще находятся в книгах.
Несмотря на возобновление поставок самолетов Boeing 737 MAX, Серухов не исключил, что когда придет время вновь расширять флот SkyUp, он не исключил использование других типов самолетов.
Возобновление регулярных рейсов
Следующим шагом в развитии SkyUp станет запуск регулярных рейсов.
«Могу сказать, что мы планируем начать регулярные рейсы с апреля следующего года. [2024] и что мы планируем открыть продажи к осени [2023]— сказал Серухов.
Хотя Серухов не стал раскрывать, на какие рынки смотрит SkyUp, он отметил, что «команда работает».
«Мы готовим», — добавил он в шутку.
Другая война
По состоянию на лето 2023 года, пояснил Серухов, более 70% операций SkyUp приходится на Европу. Хотя авиакомпания выполняет значительную долю рейсов в пункты назначения в Северной Африке или на Ближнем Востоке, они часто включают европейские маршруты.
Однако это не помешало двум самолетам SkyUp с соответствующими экипажами оказаться в эпицентре очередной войны, на этот раз в Судане. В апреле 2023 года два самолета SkyUp Boeing 737 были уничтожены на земле в Хартумском международном аэропорту (KRT), когда правительственные силы и ополченцы боролись за контроль над стратегическим объектом.
В очередной раз Серухову и его команде пришлось действовать быстро, чтобы обеспечить безопасность сотрудников авиакомпании, на этот раз в гораздо более отдаленной стране.
«В те дни, когда они застряли в Судане, мы не спали ни одной ночи, беспокоясь о них», — объяснил он, прежде чем поблагодарить людей и организации, которые помогли авиакомпании вывести экипаж из африканской страны, пережившей войну.
Децентрализованная структура
Война на Украине также привела к основательной реорганизации внутренней работы SkyUp.
Значительная часть операций авиакомпании сейчас осуществляется удаленно, команда разбросана по разным локациям.
«Вызов принят!» Серухов заметил по поводу подмены. «Это наш образ жизни». Однако он также признал, что обстоятельства сказались на рабочей силе.
Серухов объяснил, что как только началась война, многие люди из международного авиационного сообщества обратились к команде SkyUp, чтобы выразить свою поддержку и помощь, за что он очень благодарен.
Несмотря на все, через что прошла авиакомпания за последние полтора года, Серухов смотрит в будущее с оптимизмом, с уверенностью, что самые мрачные моменты уже позади.
Настало время для SkyUp смотреть вперед и продолжать развивать свой бизнес в качестве активного члена европейского авиационного сообщества, который уже сегодня приносит прибыль.
Операционная эффективность — один из принципов работы SkyUp, и Серухов может гордиться некоторыми довольно впечатляющими показателями.
Например, он подчеркнул, что перед войной SkyUp была одной из авиакомпаний Европы с самым высоким коэффициентом использования самолетов, ее самолеты летали в среднем 13,3 часа в день.
Серухов объяснил, что нет ничего необычного в том, что самолеты SkyUp работают практически круглосуточно.
«Мы умеем летать по 18 или 19 часов в день», — с гордостью заявил он. «И этим летом мы очень близки к этим цифрам».
Серухов заметил, что эта напряженность каким-то образом стала одной из определяющих черт авиакомпании.
«Это наш стиль. Мы не умеем летать всего 300 часов [per aircraft – editor’s note] в месяц», — сказал он, добавив, что хотя программа полетов на следующий сезон еще не известна, она будет составлять не менее 400 часов на самолет в месяц.
Подготовка к росту
Серухов подтвердил, что парк увеличится в 2024 году по сравнению с нынешним парком из 10 самолетов. По состоянию на июль 2023 года SkyUp эксплуатирует восемь B737-800 и два B737-700.
Серухов прокомментировал свое видение светлого будущего SkyUp, поскольку более половины парка уже продано на следующую зиму.
Помимо войны, Серухова беспокоит то, что он считает «нехваткой мощностей» как для компании, так и для авиационной отрасли, что может помешать планам роста SkyUp.
Новое европейское измерение работы SkyUp не помешало Серухову следить за своей страной. SkyUp хочет быть первым на украинском рынке к моменту окончания войны, и Серухов ясно дает понять, что это будет не за счет его новой европейской деятельности, а за счет добавления новых мощностей.
«Представьте, однажды, завтра или послезавтра, как можно скорее, война закончится и нам нужно быть первыми в Украине, и мы будем. Потому что мы украинский перевозчик», — сказал Серухов.