АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Разговор с пилотом авиационных гонок и участником многих чемпионатов Александром Васильевым

Александр впервые поднялся в воздух в 2007 году. Его первый ознакомительный полёт был на Як-52. После чего, свою судьбу прочно связал с авиацией. По будням он работает в ОКБ им. Сухого, занимается разработкой ПО для гражданской авиации, в частности для проекта Sukhoi Superjet 100. Однако полёт на Як-52 не прошёл бесследно. После нескольких лет обучения Александр стал принимать участие в авиационных соревнованиях. И к 2024 году, уже имея за плечами солидные выступления и награды в международных состязаниях, принял участие в Чемпионате России в самом высшем классе - Неограниченный. А ещё он мастер спорта России и очень позитивный человек!

ИНТЕРВЬЮ И ВСЕ ФОТО: Александр Серёгин

Александр Васильев, 2024 год. Фото: Александр Серёгин © АВИА ЖУРНАЛ

Александр Серёгин:

Александр, здравствуйте!

Авиационный спортивный сезон 2024 года в части соревновательных полётов завершён. Вы в этом году приняли участие, похоже, во всех основных спортивных мероприятиях – Чемпионат России, Чемпионат Московской области, Чемпионат по авиагонкам в классе поршневых самолётов. Какие у Вас сейчас впечатления и эмоции в целом по сезону, удалось добиться новых высот, получить новый опыт, что Вас порадовало, что разочаровало или удивило?

Александр Васильев:

Здравствуйте!

На этот сезон стояла задача подготовиться и выступить в Чемпионате России по высшему пилотажу в наивысшем классе без ограничений (Unlimited).  По итогу сезона я доволен результатом, на чемпионате России из 14 сильнейших летчиков занял пятое место. Для первого раза считаю, что это очень хорошо. Чемпионат России по авиагонкам переносился и не было уверенности до конца что он состоится. Но организаторам удалось его провести. Занял по итогу второе место, что тоже хорошо. Было бы лучше если бы летал на своем Як-55, поскольку он попривычнее мне. Но он к моменту объявления Чемпионата России по авиагонкам уже находился на техобслуживании. Возможно, на нём можно было бы и за чемпионство побороться.

А.С.:

Вы много летаете на поршневых самолётах, похоже Вы один из нескольких постоянных участников всех авиационных мероприятий, расскажите, это помогает Вам как пилоту развиваться или добавляет сложностей?

А.В.:

По мне любой соревновательный опыт очень важен. Очень сложно уделять время всем соревнованиям и совмещать их с работой и личной жизнью, но я стараюсь.

А.С.:

Что касается авиационных чемпионатов, сколько у Вас их на счету в плане участия и какие самые серьёзные достижения?

А.В.:

В Чемпионатах России по пилотажу я начал участвовать с 2015 года и выступаю в разных классах каждый год. С 2019 ещё и в Чемпионатах России по авиагонкам принимаю участие.  Наиболее продуктивным и удачным для меня был 2021 год в нём я стал Абсолютным чемпионом России по пилотажу в классе с ограничениями уровень 1 (Advanced) и Чемпионом Европы в промежуточном классе (Intermediate).

В центре Александр Васильев. Фото: Александр Серёгин © АВИА ЖУРНАЛ
Александр Васильев, 2023 год. Фото: Александр Серёгин © АВИА ЖУРНАЛ
Александр Васильев, 2024 год. Фото: Александр Серёгин © АВИА ЖУРНАЛ
Александр Васильев, 2024 год. Фото: Александр Серёгин © АВИА ЖУРНАЛ
Александр Васильев, ЧР 2024 года класс Неограниченный. Фото: Александр Серёгин © АВИА ЖУРНАЛ

А.С.:

В этом году состоялся 33 Чемпионат России по самолётному спорту, Вы выступали в самом сложном классе Неограниченный, расскажите, как сложился для Вас этот чемпионат, какая была конкуренция и на каком самолёте Вы выступали?

А.В.:

Выше я уже писал, что долго шёл к этом классу и считаю, что для первого раза выступил очень удачно. Получил огромный опыт соревнуясь с такими мастерами, как Светлана Капанина и Михаил Мамистов и другими опытными участниками класса Unlimited. Выступаю я на самолёте Су-26М, он мне очень нравится.

А.С.:

Есть внутреннее желание побороться в будущем за лидерство в этом классе?

А.В.:

Конечно есть, хочется дальше развиваться и достигать лучших результатов.

А.С.:

Что касается самолёта, насколько влияет разница в авиатехнике на результат, если брать за пример Чемпионат России и в чем эта разница заключается?

А.В.:

Сложно сказать, надо на всём попробовать, но с земли при полётах других пилотов самолёт Extra выглядит более скоростным по сравнению с отечественными Су-26 и Су-31. Но при выполнении некоторых штопорных фигур наоборот более гармонично смотрятся отечественные самолёты.

А.С.:

Сколько типов самолётов Вами освоено сейчас?

А.В.:

В достаточной степени это Як-52, Як-55, Су-26, ещё имею налёт на A-27, Як-18Т, Extra и Extreme XA-42.

Фестиваль Небо-2021, Авиагонки, Александр Васильев, Як-55. Фото: Александр Серёгин © АВИА ЖУРНАЛ

А.С.:

Есть ли в планах выступления на Extra, или Сухие и Яки ближе?

А.В.:

На Extra хочется попробовать полетать, хотя наши самолёты как-то роднее. Где только время на все найти?

А.С.:

Можете рассказать особенности Су-26, Су-29 и Як-55 на которых Вы выступаете на авиационных соревнованиях, каждый из самолетов обладает своим характером или всё зависит от уровня его технической подготовки и навыков пилота?

А.В.:

Самолёты даже одного типа тоже все отличаются между собой. И от лётчика тоже многое зависит, от его опыта и навыков.

Як-55 очень стабильный самолёт, немного тяжеловат уже для класса Advanced, а в Unlimited уже не конкурент.

Су-26 уже очень хорош во всех классах, очень послушный и удобный в пилотировании.

А.С.:

Вас на лётном поле часто можно увидеть за работой по подготовке самолётов к полёту, Вы сами готовите технику к полётам или это делает техник?

А.В.:

Все регламентные работы делает квалифицированный техник. А текущие работы по заправке и подготовке, мы выполняем сами, помогаем друг другу, чтобы более оперативно и продуктивно шёл процесс тренировок или соревнований.

Авиагонки-2024, Александр Васильев, Як-55. Фото: Александр Серёгин © АВИА ЖУРНАЛ
Александр Васильев. Фото: Александр Серёгин © АВИА ЖУРНАЛ

А.С.:

По вашим оценкам, эпоха советско-российских самолетов спортивного типа близка к своему финалу, все в итоге перейдут на Extra?

А.В.:

В конечном итоге, я думаю да, новых отечественных самолётов нет, а те, что остались новее не становятся.

А.С.:

А есть ли сейчас в мире аналоги самолётам Extra в плане готовности таких типов к участию в авиационных соревнованиях?

А.В.:

Есть Extreme, Edge, но Extra самый распространенный сейчас по-моему.

А.С.:

По проекту авиационных гонок, расскажите, насколько сильно различие между такими видами соревнований как авиагонки и чемпионатом по самолётному спорту?

А.В.:

Абсолютно разные соревнования, которые объединяет только наличие в них самолётов. Однако без достаточного опыта в высшем пилотаже участвовать в авиагонкам не получится, не будет достаточных навыков пилотирования самолёта.

А.С.:

С земли пилотаж в рамках авиагонок выглядит эффектно, но местами даже страшно, как Вы как пилот это видите, какие ощущения испытываете, есть ли страх?

А.В.:

Страха прямо нет, ты сильно сконцентрирован на самом полёте, и контроле всех движений самолёта.

Авиагонки-2024, Александр Васильев, Як-55. Фото: Александр Серёгин © АВИА ЖУРНАЛ

А.С.:

Авиагонки достаточно эффектно дебютировали в 2019-2020 годах, были зрелищные показы в Дракино, с привлечением СМИ, ТВ и публики, были выступления на фестивале Небо в 2021-2022 годах, но с 2022 года чёткого ежегодного календаря с этапами гонок нет, это сильно бьёт по репутации соревнований и привлечению публики, по Вашему мнению насколько проект авиагонок перспективен сейчас и ждёт ли его развитие в том числе с Вашим участием?

А.В.:

Это лучше у организаторов спросить. Если соревнования будут проводиться, то я буду стараться участвовать.

А.С.:

А вообще авиагонки и чемпионат России — это конкурентные соревнования или напротив они не мешают друг-другу, ведь далеко не все спортсмены-пилотажники участники Чемпионатов России принимают участие в авиагонках, что отчасти странно? 

А.В.:

Просто не всем интересна данная тематика гонок.

А.С.:

Можете подробнее рассказать о нюансах подготовки самолёта к выступлению, что-то настраиваете под себя?

А.В.:

Каждый просто усаживается в самолёт со своими подушками или сидением, чтобы было комфортно сидеть, подбирает длину регулировки педалей, в остальном ничего не настраивается.

А.С.:

В рамках чемпионата России в классе Неограниченный была добавлена программа Фристайл, но в нынешнем году из-за погоды не удалось провести эти показательные полёты, завершающие чемпионат, какое ваше отношение к этой программе и следует ли её развивать?

А.В.:

Очень зрелищная дисциплина, думаю и до участия в ней дойду, пока опыта таких полётов нет, но очень хочется освоить.

А.С.:

Желания выступать сольным пилотажем нет или, например в пилотажной группе?

А.В.:

Пока не думал об этом.

Александр Васильев, 2023. Фото: Александр Серёгин © АВИА ЖУРНАЛ
Александр Васильев, 2019. Фото: Александр Серёгин © АВИА ЖУРНАЛ

А.С.:

Как Вам площадки для соревнований по авиаспорту: Большое Грызлово, Дракино, Михеево или какие-то другие, где лучше, где хуже в плане удобства выступления?

А.В.:

Мой домашний аэродром Дракино конечно удобнее всего, все ориентиры давно изучены и летать проще. В Большом Грызлово выступлениям мешают полёты парашютистов, что затягивает ожидание вылета. В Михеево на Чемпионате России было очень хорошо.

А.С.:

Как по Вашему мнению, стоит ли развивать авиационный спорт до популярного состояния, чтобы на соревнования приходила публика, общалась с пилотами, люди брали бы автографы и фотографировались с пилотами или всё это не нужно и лучше проводить соревнования в тесном кругу пилотажников без лишнего привлечения внимания?

А.В.:

Я думаю да, нужно развивать и популяризировать.

А.С.:

Чем Вы ещё увлекаетесь, кроме спортивного пилотажа, есть ли у Вас какие увлечения в жизни?

А.В.:

До недавнего времени ещё летал в авиационные симуляторы на компьютере, люблю что-нибудь конструировать, модели техники, автомобили, что-то собирать руками, конструкторы например.

А.С.:

Спасибо за ответы!

Желаем новых спортивных достижений и успеха в соревнованиях!

 

А.В.:

Спасибо!

Достижения и результатыы Александра Васильева:

Победитель соревнований по авиационным гонкам на Кубок МАРЗ, класс «поршневой» (2021)
Победитель соревнований по авиационным гонкам на Кубок Ю.А. Гагарина, класс «поршневой» (2021)
Чемпион России по авиационным гонкам, класс «поршневой» (2020)
Серебряный призер чемпионата России по авиационным гонкам, класс «поршневой» (2019)
Победитель соревнований по авиационным гонкам на Кубок КННВС России, класс «поршневой» (2019)
Серебряный призер чемпионата России по высшему пилотажу (в составе команды), класс Advanced (2022)

Серебряный призер чемпионата Европы по высшему пилотажу, класс Intermediate (2021)
Чемпион Европы по высшему пилотажу (в составе команды), класс Intermediate (2021)
Абсолютный чемпион России по высшему пилотажу, класс Advanced (2021)
Чемпион России по высшему пилотажу (известная программа), класс Advanced (2020)
Призер чемпионатов России по высшему пилотажу (в составе команды), класс Advanced (2019, 2018)
Чемпион соревнований на Кубок ФСС России по высшему пилотажу, класс Intermediate (2018)
Чемпион России по высшему пилотажу (неизвестная программа), класс Як-52 (2017)
Бронзовый призер чемпионата России по высшему пилотажу (известная программа), класс Як-52 (2016)
Чемпион России по высшему пилотажу (в составе команды), класс Як-52 (2016)
Серебряный призер чемпионата России по высшему пилотажу, класс Advanced (2023)
Серебряный призер чемпионата России по высшему пилотажу (в составе команды), класс Unlimited (2024 г)

ИНТЕРВЬЮ И ВСЕ ФОТО: Александр Серёгин

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:

Прокрутить вверх