Не так давно Росавиация обнародовала подкрепленное цифрами утверждение: деградации надежности авиатехники, вопреки утверждениям недоброжелателей, в России не наблюдается.
Крупнейшая группа авиакомпаний страны — «Аэрофлот» подтверждает справедливость утверждений Росавиации и объясняет, за счет чего обеспечивается безопасность полетов и надежность авиатехники.
Поддержание летной годности воздушного парка «Аэрофлота», несмотря на санкционные ограничения, обеспечивается в строгом соответствии с Воздушным кодексом РФ. Среднесуточный налет на одно воздушное судно «Аэрофлота» в 2023 году составил 10,67 летных часа, что на 15% выше относительно 2021 года. При этом уровень технической регулярности вылетов сохраняется на уровне 99%, что также соответствует показателю 2021 года.
Средний налет на один инцидент, связанный с отказами техники, за этот год составляет более 14 тыс. ч, что на 52% выше значений «досанкционного» 2021 года.
Для оценки уровня безопасности полетов «Аэрофлот» с 2005 года использует специальный интегральный показатель, рассчитываемый как отношение числа авиационных событий с учетом доли их влияния на безопасность полетов в целом к налету часов по парку воздушных судов.
Текущий уровень безопасности полетов находится на стабильно высоком уровне (99,965%) и соответствует целевому показателю по компании.
Что касается авиаотрасли России в целом, то согласно данным Росавиации, за 11 месяцев этого года количество авиационных инцидентов с воздушным судами российских эксплуатантов (как пассажирскими, так и грузовыми) снизилось на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составило примерно 670 случаев.
Из них число инцидентов, связанных с отказами авиатехники и двигателей, составило порядка 400 случаев — на 2% меньше, чем в январе–ноябре 2022 года. В ноябре количество инцидентов, связанных с отказами авиатехники и двигателей, сократилось на 18% год к году, до 40 случаев.
Важно отметить, что из общего количества инцидентов лишь чуть более половины, примерно 60%, были связаны с отказами авиатехники и двигателей, а остальные 40% вызваны иными факторами.
Снижение числа инцидентов происходит на фоне роста налета воздушных судов, подчеркивает Росавиация.
По данным национального провайдера аэронавигационных услуг — Госкорпорации по ОрВД, за январь–ноябрь налет отечественных пользователей воздушного пространства России вырос к аналогичному периоду прошлого года на 6,5%, до 1,85 млн ч.
«Своевременные действия правительства и авиапредприятий России, включая выработку скорректированных подходов и технологических решений при техобслуживании авиатехники, не противоречащих документации производителей, позволяют обеспечить рост налета воздушных судов с одновременным поддержанием высокого уровня безопасности полетов российских авиакомпаний, — заверил начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Михаил Василенков. — Отечественным авиакомпаниям доступны логистические цепочки, благодаря которым они получают требуемые запчасти и компоненты для нормальной эксплуатации авиатехники».
По данным Росавиации, исправность парка воздушных судов, в том числе зарубежного производства, обеспечивают 445 сертифицированных организаций по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР). Из них у шести ведущих провайдеров есть 23 полнофункциональных ангарных комплекса для работы со всеми типами самолетов, эксплуатируемых авиакомпаниями России. 21 организация имеет право осуществлять модификацию конструкций импортных воздушных судов.
:: «Аэрофлот Техникс»
Крупнейшим в стране центром по техническому обслуживанию располагает группа компаний «Аэрофлот».
У «Аэрофлот Техникс» шесть ангарных комплексов в аэропортах Москвы (Шереметьево) и Оренбурга общей площадью более 67,2 тыс. кв. м, которые вмещают одновременно до 20 воздушных судов различных типов на линейное и базовое обслуживание.
По итогам 2023 года «Аэрофлот Техникс» выполнил более 1000 форм периодического технического обслуживания воздушных судов, в том числе 131 тяжелую форму C-check и свыше 900 форм A-check.
В 2023 году «Аэрофлот Техникс» продолжил развитие и освоил новые для себя виды работ — замену стоек шасси на самолетах Airbus A330 и Boeing 777, а также открыл сертифицированный цех по ремонту стоек шасси для самолетов семейства Airbus A320. В дальнейшем провайдер планирует расширить допуск на ремонт стоек шасси для других типов воздушных судов.
Провайдер ТОиР, опираясь на поддержку вновь созданных инженерных подразделений материнской компании, имеет все предпосылки стать центром компетенций импортозамещающих и восстановительных ремонтов для отрасли в целом.
Введение санкционных ограничений вынудило группу «Аэрофлот» реформировать службы ТОиР и поставить перед ними задачи по расширению компетенций для технологической независимости в вопросах поддержания летной годности парка ВС.
Дочернюю специализированную компанию «Аэрофлот Техникс», которая еще в 2021 году освоила выполнение всех тяжелых форм технического обслуживания на всех типах ВС группы, еще более усилили передачей производственных мощностей и основных кадровых ресурсов департамента технического обслуживания воздушных судов «Аэрофлота».
А в самом «Аэрофлоте» были созданы два структурных подразделения, необходимых для полноценного поддержания летной годности в сложившихся условиях, — службу ТОиР компонентов воздушных судов и департамент разработки конструкторских решений.
Служба ТОиР компонентов воздушных судов с переводом парка ВС иностранного производства в российский регистр оперативно расширила перечень обслуживаемых компонентов и уже к концу 2022 года довела его до 352 единиц, что составляет порядка 2 тыс. чертежных номеров. В работе службы используется 3,3 тыс. единиц уникального проверочного оборудования, средств измерений и технологической оснастки.
В сфере деятельности службы все основные категории оборудования — от шасси и системы развлечения пассажиров до систем автоматического управления полетом и навигации.
Перед департаментом разработки конструкторских решений поставлена задача освоения компетенций по решению сложных и трудоемких конструкторских задач, а также выпуск дополнений к эксплуатационно-технической документации. При отсутствии поддержки со стороны производителей западной авиатехники выработка таких компетенций необходима для поддержания летной годности действующего парка воздушных судов иностранного производства.
Коллектив департамента разработки конструкторских решений сформирован на основе опытных инженеров конструкторского бюро, созданного в свое время корпорацией Boeing в России.
В марте 2023 года Росавиация выдала ПАО «Аэрофлот» сертификат разработчика авиационной техники ФАП-21J с расширенными полномочиями. Он позволяет проводить изменения во всех зонах конструкции самолета, системах и силовых установках, а также даст возможность разрабатывать значительный перечень компонентов III класса (элементы интерьера, бытовое оборудование и др.).
Кроме того, сертификат разработчика авиационной техники получил «Аэрофлот Техникс».
В сентябре этого года ПАО «Аэрофлот» и госкорпорация «Росатом» подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве в сфере разработки, испытаний, производства и технического обслуживания изделий авиационной техники.
Компании намерены создать цельную авиационно-производственную структуру, способную обеспечить полный цикл разработки и производства российских аналогов расходников и комплектующих для иностранных самолетов.
Но уже сейчас в рамках группы «Аэрофлот» может быть обеспечен полный цикл поддержания летной годности парка воздушных судов — от разработки и сертификации конструкторских решений до выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов и их компонентов.
Регулярные полеты по всей обширной сети маршрутов поддерживают не только технические базы в аэропортах Москвы (Шереметьево), Санкт-Петербурга (Пулково) и Оренбурга, но и целая сеть линейных станций технического обслуживания «Аэрофлота».
Только за один день в пиковый период выполняется порядка 500 рейсов. При этом компания в соответствии с международной статистикой сохраняет высокий уровень пунктуальности. Так, по данным за июнь 2023 года авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» (далее — сетевые компании) заняли 3-е и 5-е место соответственно в рейтинге пунктуальности среди топ-50 авиакомпаний мира по пассажиропотоку. Показатель пунктуальности сетевых авиакомпаний группы составил 93,2%, а авиакомпании «Аэрофлот» — 93,8%.
Необходимо отметить, что высокий уровень технической исправности — лишь один из элементов системы управления безопасностью полетов в группе.
В «Аэрофлоте» действует комитет по управлению безопасностью полетов, который проводит анализ рисков и разрабатывает мероприятия по повышению показателей безопасности полетов и предупреждению авиационных событий.
В рамках работы комитета проводятся исследования рисков по основным направлениям производственной деятельности: летная эксплуатация воздушных судов, техническая эксплуатация воздушных судов, наземное обслуживание, обеспечение безопасности пассажиров на борту, аэронавигационное обеспечение полетов, перевозка грузов и обеспечение авиационной безопасности.
Отдельно комитетом проведены анализ и оценка рисков, связанных с введенными производителями воздушных судов и международными организациями ограничениями, их влиянием на безопасную эксплуатацию авиационной техники ПАО «Аэрофлот». Разработаны меры, направленные на исключение или снижение возможных последствий возникновения авиационных событий.
Компания продолжила развивать систему добровольных сообщений персонала и проанализировала ее эффективность. Все сообщения, получаемые по вопросам безопасности полетов, тщательно изучаются, и на основании этого принимаются корректирующие меры.
:: «Аэрофлот Техникс»