Ваш автор рос в 1980-х, во второй половине Холодной войны. Будучи начинающим любителем, жаждущим образов, некоторые из самых захватывающих фотографий, которые он видел, показывали перехваты Ту-95 «Медведь».
Было что-то захватывающее в зрелище этих больших, неуклюжих, но величественных бомбардировщиков в сочетании с изящными реактивными истребителями.
С окончанием Холодной войны и падением Советского Союза русские отошли от беспокоящего бизнеса. Поэтому перехваты стали происходить реже, а затем, похоже, и вовсе прекратились, и ваш автор переключил свое внимание на что-то другое.
За последние полтора десятилетия мы стали свидетелями возрождения дальних «боевых патрулей», как их называют русские. Ту-95 снова оказался на переднем плане моих мыслей, и я начал задаваться вопросом: сколько «Медведей» все еще летают?
Орлы и медведи играют в кошки-мышки
США и бывший Советский Союз постоянно зондировали воздушное пространство друг друга, проверяя и оценивая оборону друг друга. Советские самолеты также регулярно следили за активами ВМС США по всему миру.
С советской стороны в этой воздушной игре в кошки-мышки на протяжении десятилетий участвовало множество типов самолетов. Среди них были Ту-16 «Барсук» и Ту-95/Ту-142 «Медведь», Ил-38 «Май» и Мясищев М-4 «Бизон».
В бесчисленных перехваченных фотографиях, которые я наткнулся в 1980-х, именно Медведь появлялся чаще всех остальных. И сегодня то же самое.
Боевой дебют Ту-95 «Медведь»
Россия и бывший Советский Союз были вовлечены в многочисленные конфликты с тех пор, как Ту-95 поступил на вооружение. И он, вероятно, летал в поддержку некоторых или всех из них.
Интересно отметить, что первый боевой дебют Ту-95 состоялся только с началом войны в Сирии в 2015 году. Наряду с Ту-160 Blackjack, Ту-95 совершил сотни боевых вылетов, запуская крылатые ракеты по целям ИГИЛ.
Сколько медведей было построено?
С тех пор, как Ту-95 впервые полетел в 1952 году, по-видимому, было построено более 500 самолетов, хотя точное число мне неизвестно. Производство продолжалось четыре десятилетия и завершилось в 1993 году.
Большинство «Медведей» были Ту-95 различных типов. Большинство из них были ракетоносцами, в то время как другие выполняли функции разведки и радиоэлектронной борьбы/наблюдения.
Ту-142 был вариантом морской разведки, который также использовался как охотник за субмаринами. Если вы фанат Тома Клэнсиэтот вариант был показан в экранизации «Охоты за Красным Октябрем». Было построено около 100 Ту-142.
В конце 1950-х годов был разработан авиалайнер на базе Bear под названием Ту-114, было построено 32 экземпляра. Большинство из них использовались Аэрофлотом, но все они были сняты с эксплуатации по состоянию на 1991 год.
Два Ту-95 также были переоборудованы для перевозки пассажиров одновременно с Ту-114. Они получили обозначение Ту-116.
Завершает семейство Bear Ту-126 «Мох», вариант ДРЛО на базе Ту-114. Двенадцать из них были построены в 1960-х годах, а последний был снят с вооружения в 1984 году.
Итак, сколько медведей все еще летают?
На момент написания этой статьи в июле 2024 года я не знаю точно, сколько Медведей все еще в воздухе. Но цифры, которые я постоянно встречаю, таковы:
55 в 2020 году
60 в 2023 г.
Это включает в себя некоторые Ту-142, поскольку было несколько перехватов, сделанных британцами за последние несколько лет. Последний был в августе 2023 года.
С начала российского вторжения на Украину в феврале 2022 года по крайней мере один Ту-95 был уничтожен украинской атакой беспилотника. По крайней мере три других были повреждены. все на авиабазе Энгельс недалеко от Саратова, Россия.
Если текущие планы сохранятся, Ту-95 останется на вооружении ВВС России до 2040-х годов. Хотя сколько их будет летать к тому времени, можно только гадать.