АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Усидчивость и эксперименты: школьников Якутска обучают строить модели самолетов


В Гагаринском округе Якутска школьников бесплатно обучают создавать модели самолетов своими руками. Дети учатся работать на станках, с различными материалами и участвуют в соревнованиях, где запускают свои творения в небо. О клубе «Лайнер» корреспонденту ЯСИА рассказал руководитель, педагог-организатор технических направлений авиамоделирования Гаджи Шамилов.

Авиамодельный клуб «Лайнер» открыли в 1978 году при Детском подростковом центре, который организовывает досуг детей и подростков по месту жительства в 30 различных творческих объединениях, отрядах и студиях.

Самолеты своими руками

Сегодня в клубе «Лайнер» дети от 10 лет знакомятся с историей авиации, осваивают основы конструирования, технического дизайна и аэродинамики, а главное — своими руками создают самолеты и запускают их в небо. На занятиях нужна усидчивость, чтобы нарисовать чертеж, вырезать, склеить, обработать и собрать все мелкие детали самолета.

Ребята работают на столярных, слесарных, токарно-сверлильных станках и с разными материалами: бамбук, бальза, стекловолокно, пенопласт, карбон, углепластик, эпоксидная смола и твердая потолочная плитка.

Ученики усердно готовят к полету свои модели и участвуют в выставках и соревнованиях по техническим видам спорта от городского до всероссийского уровня. Обучают детей руководитель клуба Гаджи Шамилов и пилот авиакомпании «Якутия» со стажем более 35 лет Владимир Дармогай.

Занятия проходят дважды в неделю по три-четыре часа. С 10:00 для учащихся второй смены и с 15:00 — для первой. Иногда перед соревнованиями или когда дети просят, остаются с мастерами подольше. Главное правило — предупредить родителей, рассказал Шамилов.

Страшные истории

— Перед тем как допустить ребят к станкам, которые они зачастую видят впервые, я обязательно даю прочитать вырезку из газеты, которая висит на стене — «Твоя жизнь — в твоих руках». В ней описаны истории взрослых опытных людей, которые при работе с оборудованием потеряли зрение, руки и ноги по своей глупости и беспечности.

Сначала дети не осознают всю серьезность. Тогда я задаю наводящие вопросы: почему так случилось, видели ли они как их отцы и братья неправильно пользовались инструментами. И дети вспоминают: «Папа не надевал очки, когда работал с болгаркой!» и т.д.

Дети должны все попробовать сами, конечно, под присмотром педагога, а лучше родителя. Если все время запрещать ребенку что-то, он все равно в тайне это сделает, тогда травм точно не избежать.

Мы постепенно учим работать с разными инструментами и электроникой, не боятся их. Со временем ученики привыкают к громким звукам работающих станков.

Планер, «Крыло», кордовые и радиоуправляемые модели

— Программа рассчитана на три года. Новички в первый год создают планеры. Когда они запускают в небо свой первый самолет, у них сразу разгорается интерес. Потом они переходят на модель «Крыло», состоящую из 35 деталей.

Далее дети изготавливают кордовые модели, держащиеся на тросах, и большие радиоуправляемые самолеты на бензине. Эти модели могут разогнаться до 100 километров в час и совершать пилотажные трюки: мертвую петлю, обратный полет, перевороты.

Многие самолеты — переходящее знамя. Их создание — настолько трудоемкий процесс, что начинают его одни, делают другие и завершают третьи ребята. Повзрослевшие ученики иногда заглядывают ко мне и удивляются, что их работы и чертежи до сих пор сохранены.

Мы запускаем самолеты в зоне видимости не дальше двух километров и на триста метров в высоту. Летом мы выезжаем полетать на местность Ус Хатын. В зимнее время запускаем самолеты на Белом озере недалеко от клуба. Там просторно и снег смягчает посадку. А то бывает обидно, когда долго трудился над самолетом, а он в первый же полет упал и разбился.

Дети занимаются в удовольствие

— У нас не школа и не техникум. Мы не следуем строгому курсу, не ставим оценки и не заставляем. Если загружать детей сложными расчетами, им не будет интересно, они просто убегут. Они должны приходить сюда для своего удовольствия. Мы создаем самолеты в игровой форме, стараемся отвлечь детей от школы и смартфонов, не даем шастать по улицам.

Если у ребенка нет настроения сделать определенную деталь, то он берется за другую или летает на компьютерной программе — вариантов много. Я не верю, когда говорят, что современные дети ничего не хотят делать — еще как хотят, надо только замотивировать.

— У нас есть компьютер с программой, на которой дети учатся взлетать, садиться и выполнять пилотажные трюки на пульте радиоуправления.

Мы устраиваем на нем небольшую игру: у кого получится мягче посадить самолет. Так дети соревнуются и заодно тренируются, прежде чем управлять настоящими самолетами.

Иногда мы посещаем Гагаринский учебный комплекс, где установлен тренажер с двухместной кабинкой пилотов, большим монитором и реалистичной картинкой. Это вызывает большой интерес у детей, они расспрашивают персонал комплекса, как летают наши пилоты, какие есть специальности в летной сфере.

Три правила Шамилова

— Любознательность, желание создавать и экспериментировать естественны для ребенка. Я даю детям импровизировать в создании самолета, так проявляется их самостоятельность.

Они придумывают разные модели. И хотя я вижу, что многие из них не полетят, никогда не говорю об этом ребенку. После того, как они их запустят в коридоре и увидят, как их детище падает, я говорю: «Теперь научите свои самолеты летать». Подсказываю, как сделать самолет более аэродинамичным. Кстати, рекордсменом в нашем коридоре стала Саша — ее самолет пролетел 40 метров.

Всегда говорю детям: «Я показал один способ — думайте, как можно сделать это легче и быстрее». Иногда их смекалка меня поражает.

Ходил ко мне Артем с ДЦП, который попробовал кучу разных кружков, и у меня ему понравилось больше всего. И он догадался, что хвост планера из фанеры можно сделать идеально ровным, прижав сразу все слои к тискам лобзика, а не каждый отдельно. Он мог делать их пачками! А Игорь, например, придумал и сделал так, чтобы радиоуправляемый самолет по очереди сбрасывал четыре «бомбочки».

У меня есть еще одно правило. Ни в коем случае я не стыжу детей, если они бросают клуб, а потом возвращаются. У всех свои причины. А они нашли смелость вернуться и доделать свой самолет.

Выпускники не бросают летное направление

— Многие приходят к нам из любопытства, попробовать себя, их зовут друзья или они услышали о нас где-то, увидели, как мы запускаем самолеты. И первое, что спрашивают новички: «За какое время я смогу сделать самолет?». Тогда я даю им начертить самолет: выбрать любой планер или самим придумать дизайн. Когда они завершают, выдаю заготовки. Они только начинают — уже два часа прошло.

В нашем клубе занимаются дети из школ Гагаринского округа — №30 и №24. Ученики специально приезжают из центра Якутска, Мархи и даже Кангалассов на занятия. Девочки тоже к нам приходят и даже обгоняют мальчиков по программе. Сейчас у нас две группы по 15 человек в каждой.

В будущем дети могут стать не только летчиками, но и инженерами, конструкторами, электриками, навигаторами — в летной сфере более 50 специальностей.

Самое удивительное, что наши выпускники не бросают это направление. С 2016 года пятеро стали летчиками. Некоторые учатся и работают в Иркутске, Новосибирске, Москве и даже за границей в Объединенных Арабских Эмиратах.

Наш выпускник Дмитрий Дементьев в свободное время продолжает посещать клуб. Здесь он создал радиоуправляемую копию пассажирского самолета Боинг авиакомпании «Якутия», которая выставлена в Москве. А над большой кордовой моделью F-4C «Москит» Дима работал целый год и защитил дипломную работу, расписав каждый этап создания самолета. Сейчас парню 23 года, он работает над новой радиоуправляемой моделью, которую представит осенью.

«Детский подростковый центр выделяет нам средства из бюджета города. Но так как при центре очень много разных направлений, которые тоже нуждаются в финансировании, мы стараемся все делать сами. Кто-то из родителей подарит материалы, кто-то привезет старую технику. Время от времени появляются спонсоры», — рассказал Шамилов.

Сейчас клубу нужны рабочие станки и копии российских самолетов, разобранные на детали, чтобы дети их собирали. Такие занятия не только научили бы детей авиамоделированию и работе в команде, но и патриотизму, считает руководитель клуба.

Также педагоги и воспитанники мечтают об участке, на котором можно было бы летать в любое время, транспорте, чтобы выезжать на соревнования и места, где разрешено запускать самолеты, большом мониторе с современной программой для обучения пилотов.



Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «ЯСИА».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.



Source link

Прокрутить вверх