НЦМУ «Сверхзвук» является драйвером развития российской сверхзвуковой пассажирской авиации. Каковы приоритетные направления и проблемы этого сегмента самолетостроения? Какие существуют возможности развития перспективных фундаментальных технологий для авиакосмической отрасли?
Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Научный центр мирового уровня «Сверхзвук»: актуальные задачи и перспективы развития», организованном Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Мероприятие прошло 24 июля в рамках Пятого Евразийского аэрокосмического конгресса.
Модератором круглого стола выступил руководитель НЦМУ «Сверхзвук», генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало. В своем докладе он подчеркнул значимость консолидации академического научного сообщества, научно-исследовательских организаций и промышленности в реализации проектов в интересах авиации будущего. «Высокоскоростной гражданский транспорт — это стратегически значимый сегмент самолетостроения и для России, и для всего мира. Сегодня мы работаем над формированием фундамента для развития сверхзвуковой гражданской авиационной науки будущего. И обеспечат достижение этой грандиозной цели передовые разработки НЦМУ «Сверхзвук», — отметил в приветственном слове Кирилл Сыпало.
В своем докладе Кирилл Сыпало обратил внимание участников круглого стола на наиболее значимые результаты, имеющие высокий уровень готовности технологий и отвечающие задачам импортозамещения в 2023 году, на планируемые ключевые результаты 2024 года и перспективные результаты к 2030 году.
Вице-президент РАН, академик РАН, научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», руководитель лаборатории «Аэродинамика и концептуальное проектирование сверхзвуковых пассажирских самолетов» (СПС) с низким звуковым ударом» НЦМУ «Сверхзвук» Сергей Чернышев выступил с докладом «Развитие направления «Аэродинамика и концептуальное проектирование СПС с низким звуковым ударом», роль РАН в развитии направления». Он затронул основные задачи, которые стоят перед авиационной наукой в связи с созданием перспективного летательного аппарата. Это снижение уровня звукового удара, уменьшение шума в районе аэропорта, достижение компромисса между экологичностью и высоким аэродинамическим качеством, широкое использование искусственного интеллекта на борту и др.
Ученый рассказал о положительном многолетнем опыте ЦАГИ в области создания сверхзвукового пассажирского воздушного судна, а также озвучил темы актуальных научно-исследовательских работ, над которыми предстоит работать объединенной команде ученых и представителей промышленного сектора. В частности, речь шла о широком круге поисковых и фундаментальных работ, призванных развивать авиационно-космические технологии в направлении высокоскоростной авиации, а также о проблеме связанности территорий.
«Применение результатов фундаментальных исследований для решения практических задач авиационно-космической отрасли — важное условие для формирования научно-технического задела. В наших силах создать летательный аппарат, который будет обладать высоким аэродинамическим качеством и удовлетворит всем потенциальным экологическим требованиям. Уверен, что реализация этого прорывного проекта укрепит статус России как мировой авиационной державы», — сказал Сергей Чернышев.
Итогами развития направления «Аэроакустика и вибрации» поделился руководитель лаборатории НЦМУ, начальник научно-исследовательского центра аэроакустики ФАУ «ЦАГИ», доктор физико-математических наук Виктор Копьев. Ученый доложил о новых направлениях снижения шума СПС, основанных на развитии традиционных подходов, и новых идеях снижения шума СПС на местности, а также осветил вопросы вибрационных и акустических нагрузок на обтекаемой поверхности, влияющих на шум в салоне СПС и комфорт в зданиях, находящихся в зоне эксплуатации СПС, в связи с воздействием звукового удара, а также о перспективах развития направления.
О развитии направлений «Газовая динамика и силовая установка», «Прочность и интеллектуальные конструкции», «Искусственный интеллект и безопасность полетов» рассказали заместитель генерального директора по науке ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова» Александр Луковников, научный руководитель ПФИЦ УрО РАН, академик РАН Валерий Матвеенко и профессор, заведующий кафедрой МАИ, доктор технических наук Александр Ефремов.
НЦМУ «Сверхзвук» решает фундаментальные, поисковые и прикладные научно-технические задачи для разработки сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. Идеологом создания и координатором центра выступает ФАУ «ЦАГИ». Помимо ФАУ «ЦАГИ», в состав НЦМУ «Сверхзвук» входят ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН, ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова», ФАУ «ГосНИИАС», МАИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН». Проект реализуется с 2020 по 2025 год. Планируемые результаты деятельности НЦМУ «Сверхзвук» — инновационные конфигурации сверхзвукового пассажирского самолета с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения и технологий дополненной реальности в кабине экипажа и др.
Евразийский аэрокосмический конгресс — крупнейший отраслевой деловой форум на территории евразийского экономического союза. Конгресс содействует усилению кооперации между промышленными и научными предприятиями аэрокосмической отрасли на евразийском пространстве, открывает новые перспективы для развития сотрудничества в аэрокосмической сфере.
Организаторами мероприятия выступают Евразийское партнерство авиационно-космических кластеров (ЕПАК) и АО «Внешавиакосмос», партнерами — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, ГК «Роскосмос», Российская академия наук, ГК «Ростех», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», холдинг «Вертолеты России» и др.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ — крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее — Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦАГИ».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.