АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Норвежский лоукостер покупает регионального перевозчика



ATO.ru — Не прошло и трех лет с момента, когда норвежский лоукостер Norwegian был вынужден искать защиту от банкротства, как авиакомпания делает еще один трансформационный шаг: приобретает регионального перевозчика Wideroe (оригинальное написание — Widerøe).

Стоимость сделки — 1,125 млрд норвежских крон (105 млн долл.), хотя окончательная цена будет зависеть, среди прочего, от финансовых показателей Wideroe по итогам 2023 года. Обе авиакомпании, базирующиеся в Норвегии, останутся отдельными юридическими лицами со своими собственными сертификатами эксплуатанта (AOC), разными базами и управленческими командами.

Поглощение Wideroe знаменует фундаментальный переход Norwegian от модели лоукостера, эксплуатирующего обширную внутреннюю, европейскую и дальнемагистральную сети, к перевозчику, осуществляющему полеты внутри Норвегии и соединяющему Норвегию с Европой. В настоящее время Norwegian обслуживает порядка 300 европейских маршрутов, из них 22 внутри Норвегии. Wideroe работает на 85 маршрутах внутри страны и занимает долю рынка в 20%.

Региональный перевозчик имеет плотную сетку маршрутов, состоящую в основном из очень коротких рейсов вдоль побережья Норвегии, которые соединяют отдаленные населенные пункты, и работает, как правило, на основе соглашений с норвежским правительством о государственном обязательстве по обслуживанию населения (Public Service Obligation; PSO).

Флот Wideroe состоит из 48 самолетов: 45 региональных турбовинтовых De Havilland Canada Dash 8-100/200/300/400 (вместимостью от 39 до 78 кресел) и трех реактивных 114-местных Embraer 190-E2.

Norwegian эксплуатирует 81 среднемагистральный Boeing 737 в модификациях NG и MAX. После отмены предыдущих заказов на 180 самолетов B-737MAX и Airbus A320neo в кризис пандемии коронавируса, в 2020 году, перевозчик в прошлом году вернулся на рынок за приобретениями и разместил заказ на 50 самолетов B-737MAX-8 с опционом еще на 30 ВС. Они будут поставляться в 2025–2028 годах.

У авиакомпании богатая драматичная история, но сейчас она отчасти возвращается к своим корням. Norwegian была основана в 1993 году как региональный перевозчик, эксплуатирующий парк турбовинтовых самолетов Fokker 50 с базы в Бергене, втором по величине городе Норвегии.

В 2002 году она начала свою трансформацию в бюджетную авиакомпанию, первоначально ориентированную только на европейские маршруты. На следующем этапе дискаунтер добавил дальнемагистральные перевозки и пополнил парк широкофюзеляжными самолетами Boeing 787. Полеты на дальние расстояния оказались для авиакомпании катастрофичными с финансовой точки зрения — отчасти из-за проблем с эксплуатацией Boeing 787, но также и потому что Norwegian так и не получила права на пролеты над Россией, необходимые для экспансии в Азию.

Еще до наступления пандемии авиакомпания начала сворачивать дальнемагистральные перевозки, а ее основатель Бьорн Кьос ушел с поста генерального директора в 2019 году. Выполнение полетов на дальние расстояния окончательно прекратились в 2021-м.

Norwegian была вынуждена подать заявление о реструктуризации под защитой о банкротстве в ноябре 2020 года и вышла из этого процесса в мае 2021-го с более консервативной стратегией. В 2022 году операционная прибыль компании составила 1,5 млрд норвежских крон. — ATO.ru



Source link

Прокрутить вверх