ATO.ru — Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) опубликовала очередной дайджест «Транспорт в деталях», посвященный состоянию и перспективам развития рынка гражданских вертолетов в России.
Анализ агрегированной информации, маркетинговых исследований и данных от партнеров данных показал, что:
- Около 70% эксплуатируемых в стране вертолетов старше 25 лет;
- Для замены парка требуется поддержка на государственном уровне;
- Ожидается снижение общего налета;
- Сегмент тяжелых вертолетов – наиболее многочисленный и на 90% состоит из модификаций Ми-8;
- Высокий износ парка приведет к ежегодному выбытию до 86 вертолетов;
- Модернизацию парка сдерживают: санкционные ограничения, высокая стоимость новых вертолетов и рост затрат на ТО, недостаток финансовых средств у эксплуатантов.
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Ключевой потребитель услуг с применением вертолетов – предприятия добывающей промышленности. Хотя вертолеты востребованы также специальными и аварийными службами, в сфере санитарной авиации, туризма, бизнес-перевозок, активно используются сельскохозяйственными и строительными организациями.
В последние несколько лет отмечается рост налета вертолетов для перевозки пассажиров и грузов: доля транспортного налета выросла с 15% в 2019 г. до 33% в 2022 г., при сокращении доли авиаработ с 85% до 67%. В первую очередь это вызвано увеличением объемов субсидирования пассажирских перевозок на вертолетах в труднодоступных регионах со сложными климатическими условиями.
Применение вертолетной техники с учетом затрат на наземную инфраструктуру аэродромов экономически выгоднее использования самолетов на расстояниях до 300 км и при пассажиропотоках до 2000 человек туда и обратно в год.
В число лидеров по объемам местных авиаперевозок входят 15 субъектов Российской Федерации: Архангельская (включая НАО), Иркутская, Магаданская, Сахалинская, Томская и Тюменская (включая ХМАО и ЯНАО) области, Забайкальский, Приморский, Камчатский, Красноярский и Хабаровский края, Республики Бурятия, Коми, Саха (Якутия), и Чукотский автономный округ.
В последние 10 лет годовой налет на основных типах вертолетов в парке России (модификации Ми-8/17) сохраняется на уровне 330-370 тысяч летных часов. В 2022 г. снизился общий налет, а также налет на возрастных вертолетах Ми-8Т/П, при этом вырос налет на современных модификациях Ми-8АМТ/МТВ/171.
Участники рынка ожидают снижение общего налета в 2023 г. вследствие введенных санкционных ограничений и удорожания обслуживания вертолетной техники.
Динамика годового налета на основных типах вертолетов в РФ, тыс. летных часов
По данным НВЦ «Аэропрогресс»
РЫНОК ВЕРТОЛЕТОВ
По данным монопольного производителя винтокрылой техники в стране – «Вертолетов России», мировой парк вертолетов с газотурбинными двигателями (включая боевые) составляет около 50 тыс. машин, из которых на технику российского производства приходится 15% или около 8 тыс. ед.
На 1 июня 2023 г. в госреестре гражданских воздушных судов РФ числится более 2,8 тыс. единиц вертолетов, из которых 67% – отечественного производства и 33% – зарубежного. При этом в эксплуатации у авиаперевозчиков находится порядка 1,2 тыс. вертолетов, около 86% из которых построены в России.
Российский флот вертолетов гражданского назначения значительно изношен. Около 70% от общего числа вертолетов, эксплуатируемых в России, старше 25 лет, поэтому в ближайшие годы они будут постепенно выбывать из эксплуатации и замещаться новыми машинами.
Состав действующего парка вертолетов гражданской авиации Российской Федерации по классам воздушных судов
По данным НВЦ «Аэропрогресс»
Сегмент тяжелых вертолетов является наиболее многочисленным и в основном включает вертолеты различных модификаций Ми-8 (более 90%). Средний возраст парка тяжелых вертолетов – 22,3 года, при этом 79% машин старше 25 лет.
Второй по численности — парк легких вертолетов со средним возрастом техники 12,7 лет, свыше половины которого приходится на воздушные суда иностранного производства. При этом около 31% флота легких вертолетов занимают Ми-2 со средним возрастом около 35 лет.
Третий по численности – парк средних вертолетов со средним возрастом эксплуатируемых воздушных судов 5,5 лет.
Сегмент сверхтяжелых вертолетов состоит исключительно из вертолетов Ми-26Т со средним возрастом около 29,2 лет.
СПРОС И ПРОИЗВОДСТВО
По оценкам экспертов высокий износ российского парка приведет к ежегодному выбытию до 86 вертолетов, 81% из которых составят тяжелые воздушные суда.
Ожидается, что в 2023-2025 гг. российской авиации потребуется около 219 вертолетов легкого, среднего и тяжелого классов.
Увеличение спроса на вертолеты ожидается, в том числе, в связи с реализацией программ освоения Арктической зоны РФ и Дальнего Востока.
В 2022 г., по данным Росстата, на российских заводах было произведено 185 гражданских вертолетов, что в 1,7 раза больше, чем в пандемийный 2021 г. (108 ед.), при этом значительная часть машин ушла на экспорт и госзаказчикам.
Согласно комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России в период 2023-2030 гг. планируется выпустить 673 вертолета. Прогнозируется, что большая часть новых машин придется на вертолеты Ми в модификациях Ми-8МТВ-1 и Ми8АМТ, а доля отечественных воздушных судов к 2030 г. достигнет 86%. При этом в мае 2023 г. Минпромторг предложил увеличить количество планируемых к поставке до 2030 г. российских вертолетов еще на треть.
План выпуска гражданских вертолетов в России в 2023-2030 гг., ед.
ПОДДЕРЖКА
Развитие и модернизацию отечественного вертолетного парка сдерживают несколько факторов:
- санкционные ограничения, что вызывает сложности с поставками иностранных материалов и комплектующих;
- высокая стоимость новых вертолетов и рост затрат на обслуживание авиатехники;
- недостаток финансовых средств у эксплуатантов из-за низкой рентабельности бизнеса;
- недостаточное инвестирование в развитие аэропортовой инфраструктуры.
«В этих условиях необходимо реализовывать меры по стимулированию продаж новых отечественных вертолетов для постепенного вывода из авиапарков иностранных машин, снижения среднего возраста действующего воздушного флота и повышения безопасности полетов», отмечается в документе ГТЛК.
Стимулировать спрос на новые российские вертолеты помогут инвестпроекты ГТЛК с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В феврале 2023 г. правительство РФ утвердило паспорта двух проектов по обновлению вертолетного парка российских авиакомпаний (предусматривает поставку 86 бортов), а также по поставке воздушных судов Дальневосточной авиакомпании, в том числе 21 вертолета Ми-171А2 и Ми-171А3.
ГТЛК заключила контракты на строительство всех 107 единиц вертолетов по инвестпроектам, поставки планируется начать в текущем году.
Первые средства из ФНБ уже получены, за счет них ГТЛК проавансировала производство 35 вертолетов семейств Ми-8 и Ми-171. — ATO.ru
Материал дополняется