28 июня 2023 г., AviaStat.ru – Ученые Московского авиационного института создали расчетную методику и программное обеспечение, которые позволяют подбирать механические свойства композиционных материалов для самолетостроения. В настоящее время методика используется в работе над перспективным российско-китайским пассажирским широкофюзеляжным дальнемагистральным самолетом. Об этом сообщает AVIA.RU.
Проектом занимаются специалисты лаборатории № 2 «Композиционные материалы» НИО-101 МАИ под руководством Егора Назарова. Особенно актуальной эта работа становится в условиях взятого отраслью курса на импортозамещение.
«В авиационной отрасли России проводится большая работа по замене зарубежных композиционных материалов на отечественные. Предприятия сейчас активно разрабатывают агрегаты, комплектующие из композитов и связующие элементы, вплоть до новых клеев», — говорит специалист лаборатории № 2 «Композиционные материалы» Константин Шрамко.
Особенность разработки маевцев в том, что новое ПО позволяет моделировать состав композиционного материала, приближенный к реальному, то есть с учетом технологических и производственных дефектов. Большинство отечественных аналогов при моделировании опираются на идеализированные параметры, недоступные на практике.
«Мы рассматриваем композиционный материал как целиком, так и отдельно волокно, матрицу, интерфейс. В модель добавляются неоднородности, расслоения, поры, трещины. Производится исследование на предмет добавления различных включений в материал, например, нанотрубок. Все это позволяет подобрать композит с оптимальными свойствами, соответствующими повышенным требованиям по прочности и жесткости», — подчеркивает Константин Шрамко.
С помощью маевской программы выбор подходящих композитов для самолета в несколько раз сократит время и расходы на проектирование и испытания как целого авиалайнера, так и его составных частей, прогнозирует ученый. Программа может пригодиться в работах и над другими отечественными гражданскими воздушными судами, добавляет Константин.
Работа над проектом проводится в соответствии со стратегическим проектом «Будущие аэрокосмические рынки — 2050» модели развития МАИ в рамках программы «Приоритет-2030».