Он разделяет свой гладкий современный внешний вид с другими eVTOL, представленными на выставке Paris Air Show. Однако есть кое-что, кроме ярко-желтого цвета, в который он окрашен, что отличает Wisk от своих коллег в этом зарождающемся сегменте авиационной промышленности: его ориентация на автономный полет.
Wisk присутствовал на Парижском авиасалоне с собственным шале и выставочным пространством рядом с Boeing (американский аэрокосмический гигант подтвердил полное поглощение разработчика eVTOL всего несколькими неделями ранее).
Там генеральный директор Wisk Брайан Ютко провел брифинг для СМИ и сессию вопросов и ответов, которые помогли прояснить некоторые ключевые элементы и будущие вехи этого проекта.
Также можно было лицезреть макет самолета в натуральную величину. На самом деле самым отличительным его элементом была не черта, а ее отсутствие. Когда вы приближаетесь к кабине, вы можете увидеть, что здесь нет традиционной кабины или приборной панели, а только место для четырех пассажиров.
Это связано с тем, что eVTOL Wisk избавляется от пилота, летательный аппарат проектируется полностью автономным (хотя им также можно управлять через удаленную связь с оператором на земле).
В беседе со СМИ, присутствовавшими на мероприятии, Ютко заявил, что автономия остается целью и что он ожидает, что Wisk достигнет ее и получит сертификат до конца этого десятилетия.
В связи с этим было подчеркнуто, что самолет был спроектирован в первую очередь с учетом безопасности: в нем много встроенной избыточности, и ожидается, что самолет всегда сможет приземлиться безопасно.
Автономность добавляет дополнительный и нетривиальный уровень сложности, но Ютко объяснил, что по сравнению с «традиционными» самолетами некоторые вещи проще. Например, испытательный образец, который использовался для проверки перехода двигателя (от вертикального взлета и посадки к горизонтальному полету), имеет всего дюжину движущихся частей.
Но автономия — не единственная область, в которой Wisk применил подход, отличающий ее от конкурентов. В том, что выглядит как нечто прямое из учебника Apple, Wisk стремится сделать довольно много внутри компании и максимально вертикально интегрировать свою цепочку поставок.
Недавняя интеграция с Boeing также может дать Wisk преимущество в некоторых областях. Например, разработчик eVTOL получит доступ к ресурсам аэрокосмического гиганта и к определенным технологиям, таким как композитные материалы. Boeing, в свою очередь, выиграет от более прямого доступа к ноу-хау Wisk в области программного обеспечения для автономного управления, которое может быть использовано в других программах Boeing для самолетов, особенно в таких областях, как безопасность.
Еще один интересный аспект подхода Wisk заключается в том, что, по крайней мере, на ранних стадиях разработчик, принадлежащий Boeing, стремится получить собственный AOC и эксплуатировать производимые им самолеты.
Это может быть способом начать развертывание автономного полета и доказать осуществимость концепции, прежде чем другие операторы прыгнут на борт. Дэн Далтон, вице-президент Wisk по глобальному партнерству, также присутствовавший на мероприятии, не исключил продажу самолетов другим операторам позже, но планируется, что Wisk станет оператором запуска собственных самолетов.
В любом случае, из этого брифинга для СМИ выяснилось, что Wisk полностью привержен разработке технологии автономного полета, и у него нет запасного плана на случай, если автономия окажется слишком крепким орешком, чтобы расколоть ее в разумные сроки.
«Плана Б нет», — уверенно заявил Ютко.