АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Новые компетенции для индустрии: как устроена система ДПО в МАИ


[image]

Система дополнительного профессионального образования в Московском авиационном институте включает в себя более 100 программ, направленных на проектное обучение и повышение квалификации специалистов ведущих предприятий отрасли. О реализации этих программ и о том, как студенты уже во время обучения включаются в работу над приоритетными задачами индустрии, рассказала заместитель директора института № 14 «Передовая инженерная школа» МАИ Екатерина Федорова.

Насколько велик спрос на программы повышения квалификации и переподготовки в инженерных профессиях?

Московский авиационный институт постоянно разрабатывает и реализует программы дополнительного профессионального образования (ДПО) для инженерных профессий. Это связано с тем, что, во-первых, авиационная индустрия развивается и возникает множество задач на стыке, например, инженерии и управления, для решения которых нужно сформировать у инженера еще и управленческий профиль. Во-вторых, это связано с развитием технологий проектирования и производства в высокотехнологичных отраслях: часто возникает потребность проведения программ повышения квалификации по конкретной технологической компетенции, например, в области аддитивных технологий, композиционных материалов и конструкций, цифровизации производства и т.д.

Действующая в МАИ система дополнительного профессионального образования включает в себя более 100 программ. Среди них целый ряд программ с проектным обучением, таких как Школа управления, Школа сервиса, Lean-школа МАИ. Задачи этих образовательных программ — разработка проекта или проектного решения, лежащих в области либо управления, либо производства, либо эксплуатации изделия, и подготовка проектной команды.

Также мы реализуем программы повышения квалификации по направлениям ведущих центров компетенций МАИ: композиционные материалы и конструкции, аддитивные технологии в проектировании и производстве, электротехника, энергетика и перспективные источники энергии, беспилотные авиационные системы, сервисы на базе космических аппаратов, математическое моделирование, искусственный интеллект, интернет вещей, цифровые двойники объектов и процессов и т.д. И список программ по мере возрастания уровня сложности задач, стоящих перед индустрией, прямо пропорционально увеличивается.

Все эти программы не только востребованы специалистами предприятий, но и становятся элементами индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Какова динамика этого спроса?

Только за последний год объем программ ДПО вырос почти в 2 раза. Перед авиационной отраслью сейчас стоят критически важные задачи, такие как обеспечение серийного производства авиационной техники, импортозамещение систем и компонентов и создание новых летательных аппаратов, требующих инновационных подходов в проектировании и производстве с применением современных технологий. Кроме того, отрасль испытывает дефицит кадров. Все это приводит к необходимости развивать подходы к разработке и реализации образовательных программ — как высшего образования, так и дополнительного профессионального.

Какие программы наиболее востребованы и почему? Кто является целевой аудиторией таких программ?

Заказчиками востребованы программы с проектным обучением — такие, где мы не только готовим и обучаем проектную команду, но и разрабатываем проектное решение для поставленной задачи.

Так, в 2023 году мы запустили новую программу профпереподготовки, которую разрабатывали почти год под запрос индустрии совместно с первыми лицами корпораций. Она направлена на формирование в ключевых корпорациях отрасли компетенций программного управления, подготовку проектных команд с такого рода компетенциями и, главное, на разработку корпоративной модели программного управления в методологии Stage-Gate* (система процессного управления, включающая метод контрольных рубежей, необходимая для организации работ по выводу высокотехнологичного продукта на рынок). По сути, это перезапуск традиционной Школы управления МАИ и наш ответ на изменение задач и вызовов в отрасли, а именно: обеспечение серийного производства, поиск альтернативных поставщиков, управление стоимостью программы, увязка модели эксплуатации с подходами в проектировании, связка требований продукта, приобретаемого потребителем, и технических характеристик изделия, а также синхронизация бизнес-процессов на всех стадиях жизненного цикла авиационной программы в целях сокращения финансовых, временных и других издержек и устранения разрывов в программном управлении.

*Концепция Stage-Gate сформулирована Робертом Купером и представляет собой методологию разработки нового продукта от формулирования бизнес-идеи до коммерческого запуска. Для этого в Stage-Gate существуют контрольные рубежи или «гейты». Важнейшей задачей методологии является минимизация рисков при реализации проекта от «гейта» к «гейту».

Перед запуском мы не только разработали принципиально новое содержание образовательной программы, собрали носителей методологии Stage-Gate в авиастроении в экспертную панель, пригласили ведущих лекторов-практиков из индустрии, но и провели аудит авиационных программ в формате выездных установочных сессий и выделили типовые ошибки в программном управлении. Они и стали техническим заданием на наш контент. Поэтому на данный момент программа «Программное управление в авиационной и ракетно-космической отрасли» уникальна и отвечает на текущие вызовы. Сейчас по ней обучается шесть проектных команд из ПАО «ОАК» и АО «ОДК», а также отобранные HR-службами корпораций студенты МАИ. Всего на программе в первом потоке обучается 80 человек.

Напомню, что Школа управления МАИ всегда занималась вопросами развития систем управления программами по разработке, производству и выводу на рынок высокотехнологичного изделия и формированию эффективных бизнес-моделей на базе модели эксплуатации изделия в российской авиапромышленности, судостроении и других высокотехнологичных индустриях. Мы всегда использовали в Школе управления методологию Stage-Gate, но раньше она служила, скорее, для поиска ответа на вопрос, как зарабатывать на всем жизненном цикле изделия, в том числе на эксплуатации.

Школа управления МАИ существует уже седьмой год. В числе ее партнеров — ведущие российские корпорации ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «Вертолеты России», ООО «Аэромакс», АО «УЗГА», АО «ОСК», предприятия ГК Росатом и Роснано и другие. Обучение в Школе управления МАИ — это возможность получить качественную управленческую подготовку на базе инженерного образования и решить конкретную управленческую задачу. Участниками проектных команд становятся специалисты ведущих предприятий, управленцы и инженеры, а также сотрудники и студенты МАИ. Все они включаются в работу над приоритетными проектами и задачами промышленности при непосредственном участии первых лиц корпораций.

В 2019 году в МАИ стартовала Школа сервиса и послепродажного обслуживания авиационной техники в интересах ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «Технодинамика» и АО «Вертолеты России». На сегодняшний день это единственная в России программа дополнительного образования в сфере сервиса и послепродажного обслуживания (ППО) авиаиндустрии. Учитывая отраслевую тенденцию к росту взаимозависимости продавца и эксплуатанта, сервисное обслуживание уже сейчас занимает значимое место среди ключевых бизнес-процессов — все более актуальным становится переход производителя на контракты жизненного цикла.

На образовательной площадке Школы сервиса МАИ собран эксклюзивный пул экспертов для решения самых насущных задач отечественного авиастроения, таких как внедрение новых сервисных бизнес-моделей и проектирование воздушного судна под заданную стоимость. Школа функционирует как межкорпоративный акселератор: проработку реальных сервисных проектов совместно ведут представители разных корпораций и участники бизнес-процессов сервиса и ППО.

С января 2021 года на базе Дирекции перспективных производственных проектов Московского авиационного института реализуется программа подготовки Lean-школа. Первая программа была запущена для АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» в целях проектирования серийного производства группировки космических аппаратов в рамках проекта «Марафон IoT». Программа помогает не только производителям авиационной и космической техники сформировать целевые модели серийного производства, но и провайдерам техобслуживания внедрить Lean-технологии в свои процессы по ремонту воздушных судов. Так, участником Lean-школы стала компания ООО «А-Техникс».

Цель Lean-школы МАИ — построение эффективной модели производства, включая процессы планирования производства, экономики, управления поставками и требования к проектированию. В программу Lean-школы входит обучение методологии Lean и инструментарию повышения эффективности через реализацию проектов.

Итогом программы для участников становится дорожная карта организации и повышения эффективности производства. Ключевая особенность программы — это совместная работа экспертов МАИ и проектных команд корпорации по решению проблем с целью построения системного подхода к повышению операционной эффективности через активацию скрытых резервов.

Также заказчиками востребованы программы повышения квалификации. Они, как правило, привязаны к тематикам Центров компетенций МАИ, которые аккумулируют знания и опыт специалистов университета по целому ряду технологических направлений. Именно они становятся университетскими точками роста: местом рождения новых технологий и бизнес-идей, проведения разработок и НИОКР для корпораций-партнеров. Одновременно они призваны выращивать новые кадры и содействовать повышению квалификации профильных специалистов инженерного и управленческого характера, для чего создаются образовательные программы.

Такие программы, в основном, направлены на восполнение дефицитов компетенций в коллективах корпораций по конкретным технологиям. Эти дефициты мы фиксируем совместно с нашими корпорациями-партнерами, и почти всегда они обусловлены развитием технологий и усложнением задач, стоящих перед отраслью. На них обучаются как сотрудники предприятий, так и студенты-целевики.

Мы также проводим такого рода программы в рамках реализации НИОКР для индустрии. Например, работа МАИ «Цифровое дело изделия» в интересах КнААЗ была сопровождена рядом программ ДПО по тематикам работы с большими данными, цифровых технологий современного производства, дополненной реальности и др.

Обращаются ли к вашим услугам компании, чтобы повысить квалификацию своих сотрудников?

МАИ является опорным университетом для авиационно-космической индустрии, однако компетенции и знания, накопленные коллективом университета, востребованы и в других отраслях. Мы это видим и в разнообразии типов НИОКР и их применений, и в запросах на ДПО. Думаю, это обусловлено тем, что высокотехнологичные отрасли на данный момент схожи в своей проблематике: не хватает профессиональных кадров с соответствующими компетенциями, существуют технологические дефициты, появились новые вызовы, связанные с импортозамещением, есть проблемы в управлении программами и проектами. И так как в МАИ, с одной стороны, накоплен опыт по решению таких задач, а с другой — работает много людей непосредственно из индустрии, то есть сами носители компетенций, мы можем проводить востребованные компаниями образовательные программы.

Что вы делаете, чтобы удовлетворить спрос на современные инженерные компетенции с точки зрения содержания и структуры программ?

Как я говорила выше, программы ДПО в МАИ делятся на два типа: программы с проектным обучением и программы повышения квалификации. Первые направлены на разработку проектного решения в рамках стратегий корпораций. Такие программы организованы по модульному принципу длительностью от 5 до 7 модулей. Модули состоят из проектной работы, которая ведется совместно с экспертами МАИ и внешними экспертами, а также лекционной части, которая обеспечивает проектную работу необходимыми знаниями. Второй тип программ направлен на освоение конкретных компетенций сотрудниками корпораций. Как правило, такие программы состоят из лекций и практических упражнений для закрепления материала.

Программы повышения квалификации по тематикам центров компетенций МАИ делятся на два типа: базовый курс и продвинутый курс. Базовый курс позволяет сотрудникам погрузиться в предметную область, узнать о современных тенденциях, подходах и инструментах. Продвинутый курс больше нацелен на решение практической задачи клиента, а содержание курса уточняется под ее специфику.

Кроме того, в МАИ сформированы новые модели интеграции НИОКР и обучения. К ним относится разработка проекта или отдельного технологического решения (например, цифровизация производства), включая обучение персонала применению новых технологий. Также это предварительное обучение персонала предприятия с разработкой ТЗ на НИОКР (например, на разработку математических моделей проведения испытаний) в рамках проектного обучения. Наконец, это разработка бизнес-моделей и схем организации работы с участием экспертов МАИ в формате консалтингово-внедренческого проекта в рамках программ обучения (например, разработка модели организации серийного производства малых спутников).

Стоит отметить, что практически никогда мы не предлагаем заказчику уже спроектированную образовательную программу. Проектирование программы (как контента, так и структуры) осуществляется от запроса и от конкретной задачи, которая сейчас стоит перед заказчиком в его реальной деятельности.

Как складывается цена на обучение по таким программам?

Самое ценное в программе — это эксперты, лекторы, практики. Чем выше уровень решаемой задачи, тем острее стоит вопрос с экспертизой. Именно поэтому мы постоянно расширяем свой пул экспертов, который уже давно выходит за рамки МАИ и авиационной индустрии.

В каких федеральных или региональных программах вы участвуете, и если участвуете — что вам это дало с точки зрения развития ДПО в вашем вузе?

Во-первых, МАИ участвует в программе «Приоритет-2030». Один из стратегических проектов в ней — «Цифровая кадровая платформа». Он включает в себя три крупных направления работ: кадровый прогноз, профильное рекрутинговое агентство, центр индивидуальных образовательных траекторий студентов. Мы считаем, что этот проект критически важен для организации ДПО в вузе, так как именно кадровый прогноз позволяет нам понимать текущие и будущие дефициты в индустрии: как в количестве кадров, так и в фиксации конкретных дефицитных функций. А система индивидуализации образовательных траекторий показывает нам возможности для усиления наших студентов и помощи им в реализации их профессиональных планов.

Во-вторых, в МАИ создана Передовая инженерная школа. Одной из задач этого подразделения является разработка нового подхода к инженерному образованию и реализация этого подхода в программах высшего образования и дополнительного профессионального образования, направленных на создание и вывод на рынок новых летательных аппаратов с использованием передовых технологий проектирования, производства и эксплуатации.



Авторские права на данный материал принадлежат организации «МАИ».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.



Source link

Прокрутить вверх