В прошлом году предприятия российской авиатранспортной отрасли сделали огромный шаг в области цифровой независимости, осуществив замещение западных IT-продуктов, используемых в коммерческой деятельности. Все авиаперевозчики перешли на отечественные автоматизированные информационные системы оформления воздушных перевозок (АИС ОВП).
Миграция на современные российские системы бронирования, такие как, например, Leonardo PSS, созданная компанией «Сирена-Трэвел», обеспечивает безопасность персональных данных, дает отечественным авиакомпаниям большие возможности усовершенствования бизнес-процессов.
Теперь, когда российские системы для работы с коммерческим блоком успешно внедрены, необходимо импортозаместить системы автоматизации производственных процессов, связанные с эксплуатацией воздушных судов и управлением личным составом, задействованным в обслуживании рейсов.
Одним из основных трендов последних лет является автоматизация производственных процессов на борту ВС. И здесь особое значение приобретают мобильные приложения, основные задачи которых существенно упростить работу летных и кабинных экипажей, сократить сроки получения информации и повысить эффективность бизнес-процессов в целом.
В нашей стране, наверное, самым большим опытом в разработке решений и программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов авиаперевозчиков обладает компания «Аэронавигатор». То, что компания первой в России разработала электронное полетное задание (еще в 2014 году), говорит о многом.
У компании есть несколько мобильных приложений: Meridian.Crew App для пилотов, Meridian.Cabin Crew для бортпроводников и Meridian.Flight Bag — электронный портфель пилота, предназначенный для использования в кабине ВС при подготовке и выполнении рейса. Приложения получили разрешение для работы в кабине и могут работать офлайн; их функционал очень широк.
«В авиакомпаниях могут быть разные стратегии применения пилотами мобильных устройств. Пилот может использовать собственный электронный планшет, и тогда на него устанавливается необходимая информация — для этого чаще используют Meridian.Crew App. Либо пилоту выдают планшет под рейс, и на нем стоит приложение Meridian.FlightBag, которое предназначено для того, чтобы быть на борту и заменить штурманский портфель», — объясняет Александр Белей, директор компании «Аэронавигатор».
Meridian.Crew App — широкая функциональность
Мобильное приложение Meridian.Crew App является самым распространенным приложением для летного состава на территории России и стран ЕАЭС.
Приложение, установленное в электронном полетном планшете (EFB), обеспечивает пилотам доступ не только к персональному плану полетов, но и к полному перечню необходимых руководств и инструкций в электронном виде, а также позволяет формировать различные электронные отчеты — как производственные, так и связанные с обеспечением безопасности полетов.
«Приложение Meridian.Crew App синхронизировано с планированием графика работы летного состава, но при этом содержит еще много информации, не связанной непосредственно с работой по выполнению рейса. Стратегия заключается в том, что пилот должен быть всегда на связи и в тот момент, когда у него есть свободное время, изучить документы компании. Информации не бывает много, когда дело касается производства и безопасности полетов. Она всегда должна быть под рукой», — считает Александр Белей.
За долгий срок развития приложения Meridian.Crew App оно стало очень функционально. Так, оно обеспечивает оперативный доступ к библиотеке актуальных документов (в которой содержатся тысячи документов), к контактам агентов в аэропорту и к контактам летного состава, суточному плану полетов авиакомпании, персональному плану труда и отдыха, персональному налету, отчету КВС, отчету по безопасности полетов (AOG, попадание молнии в ВС, Bird Strike и т. д.), отчету о проверках и еще многому.
Meridian.FlightBag — в кабине пилота
Если же говорить о Meridian.FlightBag, то данное мобильное приложение разработано для использования летным составом авиакомпании непосредственно во время подготовки и выполнения полетов, в кабине.
Организация электронного документооборота с использованием этого приложения в EFB включает в себя процессы подготовки, утверждения и доставку экипажу пакета электронных документов на рейс, а также создание отчета о выполненной работе с целью его дальнейшего хранения и обработки в аналитической системе авиакомпании.
В электронном портфеле должны быть все документы, касающиеся выполнения полета, но состав комплекта документов к рейсу настраивается индивидуально под каждую авиакомпанию и может включать: полетное задание, генеральную декларацию, OFP, MEL\OIL, метеобюллетень, NOTAM, карты погоды, паспорт ВС, NOTOC, минимумы, дополнительную информацию по аэропорту, брифинг, Journey Log и любую другую важную для выполнения рейса информацию.
Пакет документов к рейсу автоматически формируется согласно утвержденному в авиакомпании регламенту и утверждается полетным диспетчером, который может проверить редакцию каждого документа и заменить ее, если она, по его мнению, оперативно устарела. Это гарантирует полный контроль и управление одним из важнейших процессов в подготовке к выполнению рейса.
Подготовленный пакет документов используется экипажем на всех стадиях выполнения задания на полет. Перед полетом позволяет экипажу ознакомиться с комплектом документов к рейсу, при необходимости запросить у диспетчера внесение изменений и в результате подготовки к рейсу грамотно принять решение на вылет и утвердить данный комплект электронной подписью.
При выполнении рейса экипаж заполняет электронный навигационный журнал, вносит данные о погоде и результаты расчета взлетно-посадочных характеристик.
По результатам выполненного рейса экипаж формирует отчеты о полете.
Все отчеты попадают в базу данных компании и доступны для проведения аналитической работы, связанной с выполнением и безопасностью полетов.
Meridian.Cabin Crew — бортпроводникам
Применение кабинным экипажем данного мобильного приложения, интегрированного с основными производственными информационными системами авиакомпании, позволяет упростить работу бортпроводника и свести к минимуму количество «бумаги» на борту воздушного судна.
Meridian.Cabin Crew обеспечивает бортпроводникам доступ к персональному плану полетов, к полному перечню необходимых руководств и инструкций в электронном виде, а также позволяет формировать полный перечень электронных отчетов о выполнении полетного задания с возможностью прикладывания фотографий, документирующих сложившуюся ситуацию.
Многофункциональность приложения позволяет использовать его кабинным экипажем на всех стадиях выполнения полета.
Перед полетом из системы регистрации Astra DCS (входит в состав комплекса Leonardo PSS разработки компании «Сирена-Трэвел») на смарт-устройство бортпроводника автоматически передается полная информация по рейсу, необходимая для качественного обслуживания пассажиров. Бортпроводник видит все специальные запросы — такие как ограниченные возможности, перевозка домашнего животного, заказ питания. Количество таких специальных запросов может достигать 50–60 на рейс.
При выполнении рейса, кабинный экипаж производит обслуживание пассажиров, используя информацию о рассадке пассажиров, их статусе и специальных запросах. «Вместо бумажного списка пассажиров с пометками бортпроводник в своем мобильном устройстве видит рассадку пассажиров с ярлычками и понимает, что туда нужно подать бутерброд, там у него сидит несопровождаемый ребенок, здесь часто летающий пассажир с «золотым» статусом, а у пассажира в кресле 5А день рождения», — объясняет Александр Белей.
Бортпроводник даже видит, если у пассажира есть стыковочный рейс, и может, например, подсказать ему, как добраться до нужного гейта в аэропорту.
По результатам выполненного рейса экипаж формирует отчеты о полете, связанные с обслуживанием на борту (продажа дополнительных услуг, выдача медикаментов и т. д.), поведением пассажиров, работой участников кабинного экипажа (авиакомпании ставят оценки проводникам за обслуживание пассажиров) и состоянием ВС.
Среди других актуальных сервисных функций список поломок, забытых вещей и инвентаризация.
«При обнаружении неисправности (например, сломалось кресло) бортпроводником заполняется анкета, прикладывается фотография и данные о неисправности передаются в техслужбы эксплуатанта еще до прилета ВС на базу, а служба перевозок понимает, что на это место не нужно сажать пассажира. Еще одна проблема для проводников — это пледы… они пропадают. На интерактивном плане в планшете помечается, кому выданы пледы, и в конце рейса становится понятно, кто их не вернул. Интересна также функция инвентаризации тележек, используемых для организации питания на борту и товаров duty free. На всех тележках наклеен инвентаризационный QR-код, и бортпроводник, принимая тележку, считывает код, описывает ее состояние и местоположение. Таким образом, в реальном масштабе времени ведется инвентаризация. Иначе тележки могут теряться в аэропортах или у обслуживающих компаний», — отмечает Александр Белей.
Кроме того, мобильное приложение Meridian.Cabin Crew является незаметным, но очень полезным помощником бортпроводника, в любой момент позволяющим найти необходимую информацию, имея доступ к библиотеке актуальных документов, контактам агентов в аэропорту и летного состава, суточному плану полетов авиакомпании, персональному плану труда и отдыха и персональному налету.
Тотальная цифровизация
В целом использование электронных документов в авиации стало возможно благодаря совершенствованию нормативных актов.
«Аэронавигатор» первым в России разработал электронное полетное задание в 2014 году и перевел на него порядка 15 авиакомпаний. С тех пор цифровизация документооборота стала основным направлением усилий разработчика. Главный тренд после внесения изменений в ФАП-128, позволивших использовать большинство документов в электронном виде, — это полный переход на электронные документы. Например, в прошлом году вышел новый приказ № 438 Минтранса о медицинском освидетельствовании — отметка о прохождении медосмотра может быть в электронном виде. Компания соответствующим образом доработала электронное полетное задание.
Применение новых технологий и мобильных приложений позволило существенно упростить и ускорить процессы взаимодействия с летным составом. Теперь пилоты и борпроводники получают уведомления в виде push-сообщений или SMS о назначениях или изменениях суточного плана непосредственно в своих мобильных устройствах. А приложение Meridian.Flight Bag напоминает пилоту о необходимости регулярной сверки высотомеров и топливомеров.
Взаимодействие с «Сиреной»
Очень важно, что вся необходимая информация для мобильных приложений поступает из системы бронирования Leonardo PSS разработки «Сирена-Трэвел», — это обеспечивает ее оперативность и полноту, а также позволяет упростить работу кабинному экипажу и при оказании услуг пассажирам, и при выполнении процедур по отчетности и безопасности полетов.
Что касается пилотов, то в состав комплекса Leonardo PSS входит система регистрации Astra DCS, а в ней есть модуль расчета центровки. Результатом правильной рассадки пассажиров и размещения грузов становится один из главнейших документов — сводно-загрузочная ведомость (loadsheet). Не так давно изменения в ФАП-128 позволили loadsheet иметь электронной, и после консультаций с Минтрансом и Росавиацией «Аэронавигатор» разрабатывает функционал, который позволит пилоту, оставаясь в кабине самолета, оперативно получить сводно-загрузочную ведомость, проверить ее, подписать и вернуть в систему регистрации. Более того, приложение Meridian.FlightBag интегрировано с блокчейн-платформой «Газпромнефть» по заправке топливом. Пилот может заказать топливо, этот запрос увидит в кабине заправщика оператор, заправит ВС, пилот подпишет электронное требование на заправку неквалифицированной подписью.
Цифровая независимость
В условиях санкционного давления и ухода западных провайдеров «Аэронавигатор» отказался от применения микросервисов таких операционных систем, как, например, Android, и написал мобильные приложения для бортпроводников и летчиков, используя технологии, обеспечивающие полную независимость. Мобильные приложения Meridian могут устанавливаться или с портала авиакомпании, или с платформы AppGallery компании Huawei и работают с операционной системой Harmony OS.
Более того, все мобильные приложения и сервисы адаптированы для работы с SSL сертификатами Минцифры РФ. Эта работа незаметна для пользователя, но очень важна с точки зрения независимости. Т. е. приложения сделаны независимыми, могут применяться на устройствах, которые не связаны ни с Apple, ни с Google, а безопасная передача информации через Интернет защищена сертификатами Минцифры.