ATO.ru — Для предотвращения лесных пожаров в Якутии начал работу специализированный самолет Ан-26 авиакомпании «Полярные авиалинии» в модификации «Атмосфера».
Это первый в России самолет гражданской авиации с отечественным оборудованием по искусственному вызыванию осадков, что считается одним из самых эффективных методов борьбы с природными пожарами. До настоящего времени на территории нашей страны такие виды авиационных работ выполнялись лишь самолетами экспериментальной авиации, а также «ИрАэро», с устройством «Веер» зарубежного производства.
Оборудовали воздушное судно на авиаремонтном заводе № 308 города Иваново. Ранее самолет выполнял грузовые перевозки. Для крепления устройства для вызова осадков по специальному заказу авиакомпании «Дукс» изготовлено четыре комплекта пилонов и контейнеров по конструкторской и технической документации, разработанной ГосНИИ ГА. После завершения всех технических процедур получено одобрение изменения типовой конструкции.
«Отличительной особенностью УВ-26С является его устройство выброса, обеспечивающее отстрел 521 пиропатрона. Для сравнения: «Веер» обеспечивает выброс только 384 пиропатронов», — подчеркнул гендиректор авиакомпании Семен Винокуров.
На переоборудование самолета в общей сложности было направлено более 125 млн руб., из них 69,5 млн руб. — из средств государственного бюджета Республики Якутия.
В «Полярных авиалиниях» подготовлены экипажи, которые совместно со специалистами Центра мониторинга и прогнозирования Службы спасения республики будут осуществлять работы по искусственному вызыванию осадков.
Авиакомпанией «Полярные авиалинии» с ФГБУ «Центральная аэрологическая обсерватория», являющимся держателем соответствующих лицензий в области активных воздействий на гидрометеорологические процессы и явления, заключен договор на выполнение работ по искусственному вызыванию осадков на территории республики. Также сотрудники аэрологической обсерватории оказывают методическую и практическую помощь работникам авиакомпании.
В прошлом году в Якутии начался эксперимент по искусственному вызыванию осадков. Если раньше эта технология применялась только для тушения природных пожаров, то с прошлого года с ее помощью превентивно снижают класс пожарной опасности. ВС не только работают на ликвидации имеющихся возгораний, но и вызывают дожди для их предотвращения.
В прошлый пожароопасный сезон на территории Якутии работали два самолета-зондировщика Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), в том числе самолет-лаборатория Як-42Д Центральной аэрологической обсерватории. С мая по август эти воздушные суда выполнили 27 вылетов по контракту, заключенному со Службой спасения Якутии, отработали более 130 ч, отстреляли свыше 3000 пиропатронов.
Также в республике работал привлеченный самолет-зондировщик федеральной «Авиалесоохраны» Ан-26 «Циклон». Если самолеты Росгидромета применялись для предотвращения пожаров и снижения класса пожарной опасности, то воздушное судно Ан-26 было задействовано непосредственно в тушении возгораний: самолет летал только в те районы, где бушевали пожары.
В этом году в Якутии тоже работает зондировщик Росгидромета; ожидается прибытие и Ан-26 «Циклон» «Авиалесоохраны» — к искусственному вызыванию осадков будут привлечены сразу три самолета. В государственном бюджете республики в текущем году на мероприятия по стимулированию осадков заложено, как и в прошлом, порядка 80 млн руб.— ATO.ru