После того, как Китайская корпорация коммерческих самолетов (COMAC) открыла стенд на Парижском авиасалоне 2023 и продемонстрировала широкофюзеляжный самолет COMAC в качестве одного из своих продуктов, была ли Россия исключена из программы CR929?
На стенде COMAC были представлены три ее продукта, а именно ARJ21, C919 и широкофюзеляжный самолет, который был показан на экране с заголовком, который гласил: «Широкофюзеляжный дальнемагистральный». Согласно информации, предоставленной COMAC посетителям, двухфюзеляжный самолет может вместить от 280 до 320 пассажиров с дальностью полета до 12 000 километров (6 479 морских миль, 7 456 миль).
Однако на хвосте самолета, передней части фюзеляжа, а также на брюхе видны слова «Comac широкофюзеляжный».
Его технические характеристики аналогичны CR929. Страница продукта этого самолета по-прежнему доступна на веб-сайте COMAC как в китайской, так и в английской версиях, где говорится, что CR929 может вместить 280 пассажиров и пролететь до 12 000 км (6 479 морских миль, 7 456 миль). «Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет CR929 — это гражданский самолет с двумя проходами, совместно разработанный Китаем и Россией», — говорится на странице продукта китайского производителя самолетов с двумя проходами.
Кроме того, на изображениях на веб-сайте китайской компании по-прежнему присутствует Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) на самолете, а название CR929 размещено там, где сейчас прописаны слова «Comac широкофюзеляжный».
ОАК, российский партнер COMAC по этому проекту, также по-прежнему выставляет на продажу CR929. Однако, нажав на модель, вы вернетесь на домашнюю страницу компании.
Санкции, влияющие на проект CR929
Согласно сообщению российского информационного агентства «Интерфакс», в августе 2022 года генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь заявил, что проект CR929 будет «обновлен».
«Пандемия изменила рынок авиаперевозок, изменила требования к дальности, пассажировместимости, характеристикам, стоимости топлива. Соответственно, санкционное давление, которое мы испытали, изменило состав сотрудничества», — пояснил тогда Слюсарь. По словам генерального директора, ограничения и санкции, введенные против России после ее вторжения в Украину, повлияли на проект, поэтому ОАК должна «обновить формат участия».
Позже в 2022 году министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что Россия может стать «поставщиком узлов и компонентов», а не полноправным партнером, согласно другому сообщению «Интерфакса» от марта 2023 года.
Согласно отчет The Air Current от 20 июня 2023 года представитель отрасли подтвердил, что COMAC продолжит разработку широкофюзеляжного самолета без участия России. В другом отчете iXBT, российского новостного сайта, посвященного технологиям, сообщалось, что пути COMAC и ОАК «окончательно разошлись, оставив лишь возможность какого-то сотрудничества».
Первоначально планировалось, что CR929 поступит на вооружение в 2026 или 2027 году.