Авиационная отрасль работает в соответствии со строгими протоколами безопасности для обеспечения благополучия пассажиров и членов экипажа. В чрезвычайных ситуациях оперативная связь имеет решающее значение для вызова помощи и спасения жизней.
Первомайский сигнал бедствия, международно признанный сигнал, играет ключевую роль в авиационных чрезвычайных ситуациях. В этой статье будет рассмотрена история Mayday, его значение в авиационной отрасли, реальные приложения, используемые пилотами, и другие вызовы, используемые в авиации.
Первомайская история
Термин «Mayday» происходит от французской фразы «m’aider», что означает «помоги мне». Впервые он был принят в качестве сигнала бедствия для авиации в начале 1920-х годов. Заслуга в его реализации принадлежит Фредерику Стэнли Мокфорду, старшему радисту лондонского аэропорта Кройдон. Этот термин был выбран из-за его характерного звучания и ясности, что делает его легко узнаваемым в радиопередачах.
Частоты 121,5 МГц и 243 МГц в авиации обозначены как аварийные. Они не используются для регулярной связи и постоянно контролируются авиадиспетчерской службой (УВД) на предмет сигналов бедствия. Передатчик аварийного локатора пилота (ELT) предназначен для передачи сигналов бедствия на этих частотах при активации.
Необходимость и значение в авиационной отрасли
Введение сигнала бедствия Mayday в авиации было ответом на растущую потребность в стандартизированном сигнале бедствия. По мере того, как авиаперевозки становились все более распространенными, такие инциденты, как неисправности самолетов, аварийные ситуации в полете и потенциальные аварии, требовали общепонятного призыва о помощи. Первомайский вызов заполнил эту пустоту, обеспечив немедленное выявление аварийных ситуаций и своевременную отправку помощи.
Значение сигнала бедствия Mayday заключается в его простоте и широком признании. Это служит четким указанием на то, что самолет находится в серьезной беде и требует немедленного вмешательства. Используя Mayday, пилоты могут сократить радиотрафик, привлекая внимание диспетчеров, других пилотов и аварийно-спасательных служб. Этот стандартизированный сигнал бедствия значительно повышает эффективность операций по спасению и восстановлению.
Как Mayday используется в реальных сценариях?
Столкнувшись с критической ситуацией, пилоты обучены следовать строгим протоколам, и сигнал бедствия Mayday является неотъемлемой частью этих процедур.
Процедура вызова бедствия Mayday:
- Пилот, столкнувшись с чрезвычайной ситуацией, трижды объявит «Mayday, Mayday, Mayday», чтобы обеспечить ясность.
- За этим следуют позывной и положение самолета, предоставляя важную информацию диспетчеру УВД и другим ближайшим самолетам.
Инициирование аварийного реагирования:
- Получив сигнал бедствия Mayday, УВД немедленно принимает меры для координации реагирования на чрезвычайные ситуации.
- Ближайшие самолеты предупреждены о чрезвычайной ситуации и могут изменить свои маршруты, чтобы избежать пострадавшего района.
- Спасательные службы, такие как пожарные и медицинские бригады, мобилизованы для ожидания прибытия самолета.
Примеры из жизни
Ряд реальных инцидентов продемонстрировал исключительную важность первого мая в авиационной отрасли.
Вот два примечательных примера:
Рейс 232 United Airlines (1989 г.):
- Во время полета из Денвера в Чикаго у самолета DC-10 произошел отказ двигателя, что привело к потере всех органов управления гидравликой.
- Пилоты объявили Первомайский сигнал бедствия, предупредив службы УВД и службы экстренной помощи.
- Несмотря на аварийную посадку в Су-Сити, штат Айова, эффективное использование Первомайского сигнала обеспечило быстрое начало спасательных операций, что привело к замечательному уровню выживаемости среди пассажиров.
Чудо на Гудзоне (2009):
- Рейс 1549 авиакомпании US Airways столкнулся со стаей гусей вскоре после взлета, в результате чего оба двигателя отказали.
- Пилот, капитан Чесли «Салли» Салленбергер, объявил Первомайский сигнал бедствия и умело совершил аварийную посадку на реке Гудзон в Нью-Йорке.
- Успешное использование сигнала Mayday позволило аварийно-спасательным службам быстро отреагировать, что привело к безопасной эвакуации всех пассажиров и членов экипажа.
Другие вызовы, используемые в авиационной отрасли
Хотя сигнал бедствия Mayday представляет собой критическую чрезвычайную ситуацию в авиации, это не единственный вызов, используемый для передачи различных уровней срочности или бедствия.
Серьезность или критичность вызовов в авиационной отрасли подразделяется на три отдельные категории: Mayday, Pan-Pan и SECURITE.
Первомай (приоритет бедствия):
Первомайский вызов зарезервирован для самых серьезных и опасных для жизни чрезвычайных ситуаций. Он используется, когда самолет или его пассажиры сталкиваются с непосредственной опасностью и нуждаются в немедленной помощи. Первомайские вызовы обычно делаются в ситуациях, когда существует риск аварии, значительной потери управления или любой другой серьезной угрозы безопасности.
Pan-Pan (приоритет срочности):
Вызов Pan-Pan считается на ступеньку ниже Первомайского вызова, но все же означает срочную ситуацию. Он используется для сообщения о важной проблеме, требующей немедленного внимания, но не представляющей непосредственной угрозы жизни или безопасности воздушного судна. Вызовы Pan-Pan выполняются в ситуациях, требующих оперативной помощи, таких как механическая неисправность или пассажиру требуется неотложная медицинская помощь.
SECURITE (приоритет безопасности):
Вызов SECURITE используется для передачи важной информации о безопасности всем самолетам в определенной зоне. Это не сигнал бедствия, он предназначен для предупреждения пилотов о потенциальных опасностях или важной информации, связанной с безопасностью. Сообщения SECURITE часто используются для передачи информации о погодных условиях, навигационных опасностях или других важных проблемах безопасности, которые могут повлиять на находящиеся поблизости воздушные суда.