С 23 по 25 мая 2023 г. выставочная площадка рядом с аэропортом Женевы стала местом проведения крупнейшего ежегодного собрания представителей индустрии реактивных самолетов представительского класса в Европе.
На EBACE 2023 были все элементы, которые вы ожидаете от авиашоу представительских самолетов: статическая экспозиция, демонстрирующая последние новинки, которые может предложить отрасль, большое количество роскошных стендов (в конце концов, это шоу, куда люди приходят покупать и продавать самолетов стоимостью в десятки и даже сотни миллионов долларов) плюс действительно насыщенная программа конференции.
На выставке было немало «новинок»: например, Textron Aviation представила свой новый Cessna Citation Ascend, последнюю версию своего бестселлера семейства Citation.
Компания Airbus привезла на выставку свой ультрасовременный ACJ TwoTwenty, представительскую версию авиалайнера A220, первый экземпляр которого был доставлен всего за несколько дней до этого дубайской группе роскошных отелей FIVE.
Bombardier и Gulfstream также выбрали EBACE, чтобы представить отрасли свои новейшие самолеты: Bombardier Challenger 3500 и Gulfstream G800 получили свою европейскую премьеру в Женеве. Аналогичным образом, в категории очень легких самолетов EBACE также ознаменовала публичный дебют нового HondaJet Elite II.
Компания AeroTime посетила выставку и поднялась на борт одного из самых больших специализированных самолетов представительского класса, представленных на выставке, Gulfstream G700, дальнемагистрального самолета вместимостью до 19 пассажиров, который, как сообщается, был приобретен, в частности, компанией Илон Маск.
У нас была возможность осмотреть салон G700, а также кабину в компании одного из пилотов Gulfstream, которые объясняют некоторые особенности этого самолета, который впервые поднялся в воздух в 2020 году.
Под давлением, чтобы стать зеленым
Однако у большинства разговоров на выставке был общий знаменатель: вопрос устойчивости.
Если авиационная отрасль в целом находится под прицелом климатических активистов, то сегмент деловой авиации находится в особо сложном положении, что делает его большой и жирной целью в этом отношении.
Ярким напоминанием об этом факте стали прямые действия в первый день мероприятия со стороны группы протестующих, которые ворвались на статичную демонстрационную площадку и попытались приковать себя к некоторым из самолетов представительского класса. Эта акция даже вызвала временное закрытие аэропорта Женева-Куантрен (GVA).
Оставляя в стороне некоторые противоречивые заявления, сделанные руководителями отрасли, из этого выпуска EBACE следует, что отрасль корпоративной авиации, по-видимому, хорошо осведомлена о том факте, что ее, так сказать, уведомили, и что ей необходимо получить свое действовать сообща, когда речь идет о воздействии на окружающую среду.
Ввиду всего этого корпоративная авиационная отрасль делает ставку именно на те черты, которые могут помочь представить себя в новом свете.
Меньший размер самолета и большая операционная гибкость, а также более высокий располагаемый доход его пользователей — все это факторы, с которыми руководители отрасли AeroTime говорили на EBACE, надеясь, что они позволят индустрии реактивных самолетов бизнес-класса сыграть свою роль во внедрении новых, более чистых технологий. .
Согласно этому видению, индустрия реактивных самолетов представительского класса должна была выступать в качестве первопроходца, своего рода испытательного банка для технологий, которые впоследствии можно было бы масштабировать для дальнейшего обезуглероживания остальной отрасли.
Эта линия четко просматривается в сообщениях и официальных сообщениях организаторов EBACE, Национальной ассоциации деловой авиации (NBAA) и Европейской ассоциации деловой авиации (EBAA). Эти организации уделили особое внимание многочисленным инициативам, направленным на снижение углеродного следа самого мероприятия, а также обязательству отрасли постоянно инвестировать в смягчение последствий для окружающей среды.
Например, организаторы шоу объяснили в сообщении для прессы, как они обеспечили наличие экологичного авиационного топлива (SAF) в аэропорту Женевы в течение недели, когда проходило мероприятие (его билеты были распроданы), а также в других аэропортах, которые, как известно, выполняют рейсы, направляющиеся в EBACE. , такие как Национальный аэропорт Уичито имени Дуайта Д. Эйзенхауэра (ICT) в Канзасе, где базируется Textron Aviation, и международный аэропорт Мельбурн-Орландо (MLB) во Флориде, где базируется подразделение Embraer по производству реактивных самолетов бизнес-класса.
Рейсы, вылетающие из других мест, могут использовать схему регистрации и подачи заявок, по которой они платят за определенное количество SAF и получают за это кредит, даже если они не получали физически доставку топлива в аэропорту вылета.
Углеродные кредиты также использовались для компенсации выбросов от всех поездок участников, включая наземный транспорт во время пребывания в Женеве.
Помогут ли эти меры успокоить критиков отрасли — вопрос открытый.
Слон в комнате заключается в том, что административная авиация почти по определению всегда оказывает большее влияние на человека, чем другие виды транспорта. Более того, его элитарный имидж может привести к тому, что такие действия, как компенсация выбросов углерода, будут рассматриваться как своего рода покупка снисходительности.
Вот почему, возможно, более многообещающим событием в долгосрочной перспективе является то, как индустрия деловой авиации, похоже, находит общий язык с предпринимателями, которые разрабатывают новое поколение новых технологий двигателей с нулевым или низким уровнем выбросов.
Характеристики некоторых из разрабатываемых новых самолетов, таких как небольшие гибридные и электрические самолеты с обычным взлетом и посадкой (CTOL) вместимостью до 19 пассажиров или передовые концепции воздушной мобильности для городской воздушной мобильности, делают некоторые из этих конструкций с чистым листом интересными. эксплуатантам представительской авиации.
Это не только по технологическим причинам. Операционная и бизнес-модель, предлагаемая для этого нового поколения самолетов, которая часто включает в себя перевозку небольшого количества пассажиров по требованию, имеет параллели со многими вариантами использования, которые в настоящее время распространены в служебной авиации. Тем не менее, меньшие затраты на электродвигатели должны, в принципе, сделать эти новые способы авиаперелетов более доступными для широкой публики.
Эта новая волна стартапов, нацеленных на разработку чистых самолетов или силовых установок, была хорошо представлена как на выставочной площадке, так и в программе конференций.
Французский стартап VoltAero, например, объявил об инвестиционной сделке с японской группой Kawasaki Motors Ltd, а также о заказе 15 своих гибридно-электрических самолетов Cassio у швейцарского оператора дробных самолетов SKY2SHARE.
Разработчики полностью электрических самолетов ELECTRON Aerospace из Нидерландов, мюнхенская компания Vaeridion и швейцарский разработчик электрических гидросамолетов Jekta представили также свои соответствующие бизнес-кейсы, участвуя в нескольких панелях на выставке, а также запуск гиперзвуковых полетов Destinus, целью которого является для питания своей футуристической концепции самолета жидким водородом.
В области передовой воздушной мобильности одной из звезд этого выпуска EBACE была Lilium, которая представила полномасштабный макет с кабиной и кабиной первой версии своего самолета eVTOL под названием «Pioneer Edition». .
Немецкий разработчик eVTOL недавно собирал средства, чтобы расширить свою (финансовую) взлетно-посадочную полосу до тех пор, пока она не получит сертификат типа, который теперь перенесен не ранее чем на конец 2025 года.
Lilium также объявила о новых заказах на выставке от операторов представительской авиации в Швейцарии и странах Бенилюкса.
Еще один новаторский проект, который был представлен на выставке, хотя и носил некоммерческий характер, — это SolarStratos, возглавляемый швейцарским исследователем и предпринимателем Рафаэлем Домьяном.
SolarStratos — это экспериментальный самолет на батареях и солнечных батареях, способный летать вплоть до стратосферы. У AeroTime была возможность поговорить с Домьяном, чтобы узнать некоторые подробности об этой довольно уникальной авиационной инициативе.