Обзор лётной программы авиасалона МАКС 2021. О том, как прошёл «пандемийный» авиасалон под прицелом фотокамеры корреспондента Александра Серёгина. Часть 1.
Авиасалон МАКС (Международный авиационно-космический салон) проходил в 2021 году с 20 по 25 июля в 15-ый раз. Несмотря на статус «международный», на фоне политических событий крайних лет, ожидать на выставочной площадке ЛИИ в подмосковном городе Жуковском большого наплыва зарубежных компаний и представителей авиационной промышленности не приходилось. Но самые крупные компании, в той или иной форме представлены были, но конечно, очень много «но».
В прошлые годы, на МАКС громко заявили о себе такие новинки авиационной техники, как пассажирские Сухой Суперджет 100, в частности в 2019 году его обновленный вариант, а также в том же 2019 году свой первый полёт совершил пассажирский лайнер МС-21 корпорации Иркут. Именно наличие пассажирских бортов в лётной программе и статической выставке всегда даёт понять, насколько плохо или более-менее хорошо обстоят дела в авиационной отечественной промышленности. Ведь зрителю, который приходит посмотреть на лётные выступления, явно хотелось бы произнести такую фразу: «Как великолепно порхает эта птичка! Да, через пару лет я полечу на этом самолете!».
Несмотря на все трудности и плохую пиар-компанию в прошлом, Сухой Суперджет 100 воодушевил зрителя, пожалуй, лишь после эффектного выступления обновленного самолёта на МАКС 2019. А еще на прошлом МАКСе совершил свой первый полёт магистральный авиалайнер МС-21, но, как это обычно бывает, на МАКС может летать разная авиатехника, а вот пойдёт ли она в серию и выделят ли на развитие самолёта бюджет, это всегда большой вопрос. По этой причине, вероятно, ещё не все обратили серьёзное внимание на МС-21 и поверили в его светлое будущее. Кроме, конечно, специалистов и самих работников индустрии, которые уже тогда знали, что будущее у этого самолёта вполне лётное и бюджетная программа под него будет.
Так бывает, за десяток лет на авиасалонах презентуют какие-то отдельные новинки, но поскольку в авиации сроки изготовления изделий достаточно длинные, и самолёт может проектироваться, производиться и вводится в эксплуатацию годами и десятилетиями, то существует какая-то точка, когда на публике появляется и раскрываются одновременно несколько проектов.
Так вот, МАКС 2021 — это определённо тот самый случай, когда нарастающий итог привёл к квинтэссенции отечественных новинок. Нельзя сказать, что эти проекты появились из неоткуда, тем более большая часть уже демонстрировалась публике в прошлые годы, как я уже сказал выше. Но в этот раз эта демонстрация была отчетливо и нарочито яркой, запоминающейся непрофессионалу — зрителю, то есть конечному потребителю, что касается гражданской авиации. И в этом вопросе МАКС 2021 стал невероятно сбалансированным авиационным смотром современной отечественной лётной техники. Здесь, в эти жаркие, знойные, но местами сильно ветренные июльские дни военная техника и презентованные новинки, сочетались с новинками гражданской авиации, создавая баланс как никогда ранее в рамках данного авиасалона. Ну, или мы просто уже забыли те времена, когда такой баланс был настолько ярок!
МАКС 2021. 22 — 24 июля 2021
Як-152
В этот яркий солнечный день массовые полеты начались в 10 часов утра, когда в небо поднялся поршневой учебно-тренировочный самолет Як-152. Это изделие давно ждут на лётных «полях» нашей Родины. Он мог бы стать продолжением династии учебно-тренировочных самолётов ОКБ Яковлева. Легендарный Як-52 – до сих пор самый массовый спортивно-тренировочный самолёт на котором проходят обучение при лётной подготовке, а также проводится Чемпионат России по самолётному спорту. Як-152, как говорят его разработчики, это во многом продолжение, осовремененное развитие того самого Як-52, но по сути другой самолёт и для спортивного пилотажа не предназначенный.
Это изделие условно входит в состав учебно-боевого комплекса Як-130 и включает в себя процедурный тренажёр, учебный компьютерный класс и средства объективного контроля. Як-152 имеет полностью унифицированное с Як-130 информационно-управляющее поле кабины (в кабине два больших монитора с выводом параметров систем самолёта). Расчёт делался на поэтапность подготовки лётного состава – после поршневого Як-152, молодой пилот без больших проблем и временных потерь может пересесть на реактивный Як-130 и продолжить обучение уже на более серьёзной технике.
Самолет Як-152 имеет не композитный аэроплан, а металлический. Летает на керосине, двигатель дизельный, Ред А03, мощностью 500 л.с. Винт трёхлопастной, МТВ 9, такие использует группа высшего пилотажа «Первый полёт» на своих пилотажных Як-52. Скорость сравнима с легендарным собратом – 150 – 160 км/ч. Имеет систему кресельного катапультирования с использованием пиросредств через фонарь. Систем улучшения устойчивости и иных современных систем на этом самолёте в настоящий момент не предусмотрено. Конечно, строго говоря, в большей степени это учебная парта для курсантов 3-5 курса лётного училища. Но пока, к великому сожалению эти самолеты существуют лишь в двух экземплярах и выпустится ещё не одна тысяча курсантов, прежде чем эти изделия массово поступят в училища.
Чувство неба на планёре MDM 1 Fox
После тренировки Як-152, полёты возобновились лишь во второй половине дня, когда в воздух поднялся на самолёте «буксире» Wilga 2000-1 планёр MDM 1 Fox под управлением бесстрашного чемпиона Владимира Ильинского. Владимир — абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу на планёрах. Сам же MDM 1 Fox представляет собой двухместный акробатический планёр, изготовленный из композитных материалов.
После нескольких минут набора высоты и вывода на точку начала пилотирования, планёр начал красивейшее пилотажное снижение к взлётной полосе ЛИИ Жуковского, на которую в итоге и совершил эффектную посадку. Обтекаемость формы планёра, его длина и размах крыльев оставляют впечатление умиротворенности, глядя на это без двигательное изделие кружащее в небе.
От одного представления о том, что там сидит человек, а мотора у этой махины просто нет и планирует он к земле, ловко управляясь с этим аппаратом, вызывает бурю эмоций и переживаний. Конечно все переживания от незнания, Владимир Ильинский мастер своего дела и для него этот полёт великая радость продемонстрировать собравшимся зрителями красоту безмоторного полёта и постараться передать чувство неба, с чем он справлялся каждый день на МАКС 2021 с большим успехом и срывал бурю аплодисментов на посадке.
Публика МАКСа 2021
Кстати, людей на МАКС 2021 в дни публичного посещения было не так уж и мало. Но, конечно, гораздо меньше, чем в прошлые годы, когда посещаемость МАКС 2021 била все рекорды и яблоку на поле было негде упасть. Но все кто пришли и смогли попасть в пандемийное время остались довольны – в достаточно спокойной обстановке можно было наблюдать и полёты и посетить павильоны, толкучки не ощущалось по моим наблюдениям.
«Партизан» по имени ТВС-2МС
В 14 часов в воздух взмыл ещё один «продолжатель» легендарного самолёта прошлого – Ан-2 «Кукурзник». Это изделие ТВС-2МС «Партизан». Имеет на кромке нижнего крыла 8 электромоторов. По своей сути это испытательный образец – лаборатория. Существенно были улучшены, как заявляют разработчики, летные характеристики самолёта и его управляемость. На нём отрабатываются автоматические системы управления.
Разработка проекта ТВС-2МС началась в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА, Новосибирск) в октябре 2010 года. Аббревиатура ТВС-2МС расшифровывается как «турбовинтовой самолёт — 2 члена экипажа модернизация СибНИА». В названии машины пришлось отказаться от сокращения «Ан», так как оно зарегистрировано на украинское ГП «Антонов». Хотя, сказать прямо, вопрос регистрации за украинским Антоновым наименования «Ан» вызывает в большей степени недоумение, чем понимание, с учётом исторической подоплеки, где и когда разрабатывался легендарный Ан-2.
Напомню, что 6 марта 1946 года было образовано ОКБ-153 по гражданским и транспортным самолётам при Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. Его главным конструктором стал Олег Константинович Антонов. Первым заданием ОКБ стал сельскохозяйственный самолёт СХА-1, позднее переименованный в Ан-2.
А уже 31 августа 1947 года лётчик-испытатель П. Н. Володин впервые поднял в небо первый прототип Ан-2, обозначенный СХА. Самолёт выполнил два больших круга на высоте 1200 метров и после 30 минут полёта совершил посадку.
Так о каком украинском «Ан» может идти речь? Досадно, но однажды кто-то должен исправить эту историческую «юридическую» несправедливость.
Вертолёты России – эффектный пилотаж от винтокрылых машин
Все дни МАКСа 2021 публике демонстрировался пилотаж на боевых вертолётах, состоящих на вооружение в ВКС России, либо планируемых к вводу в строй в ближайшие годы. Но также были продемонстрированы и гражданские образцы техники.
Боевые вертолёты были представлены следующими моделями ОКБ им. Миля – Ми-28 МН, Ми-35 М, Ми-38 Т. А ОКБ Камова, также входящее в состав Вертолётов России, представляли – Ка-52 и Ка-62. Последний это гражданский вертолёт, который вызывал местами повышенный интерес зрителей. В яркой эффектной раскраске этот образец вертолётной техники показал интересный пилотаж во все дни МАКС 2021. Но, не всё так просто с этим аппаратом.
«Касатка» — память о прошлом
Любители авиации со стажем, а тем более специалисты, помнят МАКС 1999 года и МАКС 2001 года, а также более поздние авиасалоны, где «камовцы» презентовали винтокрылую «лошадку» для военных целей — Ка-60 «Касатка». Такое прозвище вертолёт получил за свой внешний облик. И ведь действительно, хорошая эта была традиция – Ка-50 «Чёрная акула», Ка-52 «Аллигатор», Ка-60 «Касатка». Но что самое интересное — похожи! Судьба «Касатки», а ныне Ка-62 уходит корнями в СССР.
Данное изделие имеет сложную многоходовую судьбу. Сначала этот вертолёт был Ка-60 — чисто военная многоцелевая машина, которую в Камове начали создавать еще в 1984 году. Предполагалась создать многозадачный вертолёт, способные перевозить грузы, осуществлять разведку, участвовать в спасательных кампаниях. Вертолёт грузоподъемностью 2 тонны внутри фюзеляжа и 3 тонны — на внешней подвеске был призван заполнить нишу отечественного вертолётного парка, которую ранее занимал Ми-4. Но этим планам не было суждено сбыться.
В 1990-м был построен натурный макет, а в 1997-м — прототип вертолёта — Ка-60-1. Это был первый разработанный по одновинтовой схеме в ОКБ Камова вертолёт с четырехлопастным несущим винтом и одиннадцати лопастным рулевым. Как и многие проекты этого периода разработка канула в лету на какой-то период времени. Всего было построено 2 образца. Первый полёт Ка-60 совершил лишь в 1998 году, а в 2010 году прототип Ка-60-1 был потерян в ходе аварийной посадки в Подмосковье во время очередного испытательного полёта.
Но и после возобновления работ над вертолётом в нулевые, возникло множество вопросов к его разработке, поскольку сначала предполагалось использование отечественных двигателей, а впоследствии и вовсе пересмотрели проект в сторону иностранных силовых установок и систем. Очевидно, что на фоне кризиса 2014 года этот проект по своей сути потерпел крах.
Но в 2016 году была презентована именно гражданская модель вертолёта, фактически не только похожего, но и являющегося самым непосредственным наследником Ка-60. На первых образцах Ка-60 были установлены два отечественных турбовальных двигателя РД-600, а на образцах Ка-62 установлен французский Ardiden 3G. В «ОДК-Климов» и поныне ведут разработку силовой установки на замену французской, проект ВК-1600В. О сроках подготовки и реализации пока не известно широким массам.
Но установленный французский двигатель, это не единственное основное устройство иностранного производства в этом вертолёте. Установка импортного двигателя повлекла за собой использование множества иностранных компонентов, что в текущих реалиях является достаточно сомнительным в плане серийного выпуска этого вертолёта. Кстати, в проекте «Касатка» было заявлено применение 60% составляющих вертолёта из композитных материалов, что даже по нынешним отечественным меркам является весьма существенным показателем.
В марте 2020 года сообщалось, что арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина начала строительство вертолетов Ка-62, запустив в производство шесть машин опытной партии.
В конце 2020 года по данным ТАСС стало известно, что были возбуждены три уголовных дела по фактам хищения средств в ходе постройки проекта Ка-62, суммы хищений оглушительны – порядка 3 млрд. рублей. Комментировать это вообще не хочется.
Как сложиться дальнейшая судьба проекта Ка-62, мы узнаем через несколько лет. А вообще, с точки зрения зрителя данный аппарат явно смотрится эффектно и оставляет приятное впечатление, только вот зря, что не «Касатка» — звучит неплохо! Такие машины могли и могут помогать людям в каждодневных проблемах, выполняя задачи по линии МЧС, ГИБДД, и даже доставки корреспонденции и товаров.
Ночной охотник или «Апач» по-русски — звезда авиасалонов
Однако, наверное, с пилотированием такого вертолёта, как Ми-28 НМ мало что может сравниться.
Лётные испытания нового ударного вертолета Ми-28НМ начались двенадцатого октября 2016 на Московском вертолетном заводе им. М. Л. Миля. Тогда в воздух поднялся первый опытный образец ОП-1. Визуально главное отличие новой боевой машины от предыдущих версий — «срубленная» носовая часть. Также существенно изменен фонарь кабины, что привело к улучшению обзора.
Что касается силовых установок, то в рамках проекта Ми-28НМ было предложено использовать новые двигатели ВК-2500П-01/ПС, однако будут ли они в итоге использоваться и выпускаться массово, пока непонятно. Разработчик двигателя «ОДК-Климов» конкретные данные и сроки не представляет.
Этот вертолёт, как и всё семейство, обладают исключительными лётными качествами, которые не раз были доказаны в ходе различных специальных операций по линии ВКС России, в том числе в Сирии. Ввиду чего пилотаж на этом вертолёте действительно является высшим, и то, что может показать этот вертолёт всегда запечатлеется в памяти любого зрителя надолго.
Не стал исключением и МАКС 2021, в ходе которого Ми-28НМ каждый день демонстрировал свои лётные качества, восхищая как специалистов, так и публику. Конечно, без смелого и отважного, хорошо подготовленного экипажа эта «птичка» никогда бы не выдала такого эффектного пилотажа.
Ми-35М — наследник «Крокодила»
Сольный пилотаж показал и Ми-35М. Это глубокая модернизация хорошо себя зарекомендовавшего транспортно-боевого вертолета Ми-24, который получил в войсках прозвище «Крокодил». Это та «вертушка» которая выручала и спасала ребят в горячих точках, порой ценой жизни пилотов и самого аппарата.
В 2010 году Минобороны РФ заказало 22 вертолета Ми-35М со сроком поставки в 2010-2015 годах. Ми-35М поставлялся в российскую армию, известно об около полусотни поставленных серийных машинах с 2011 по 2016 годы. Помимо России эксплутантами данного вертолета являются Венесуэла – 10 вертолетов (обозначение Mi-35М2 Caribe), Бразилия – 12 вертолетов (обозначение AH-2 Saber), Азербайджан – 24 вертолета. Но это все, что было известно, вертолёты были заказаны, а исполнены ли контракты или нет данные не приводились.
Вертолет предназначен для поражения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых, а также для перевозки грузов, в том числе на внешней подвеске. Выпуском вертолёта занимается предприятие ОАО «Росвертол», расположенное в Ростове-на-Дону.
Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М оснащается модернизированной обзорно-прицельной системой ОПС-24Н, которая совместима с системой ночного видения, БРЭО и может использоваться как в дневных, так и в ночных условиях. Вертолет получил тепловизионную систему наблюдения, а также приборы ночного видения, что позволяет обнаруживать и распознавать цели на расстоянии в несколько километров в любое время суток. Помимо этого вертолет оснащается современной спутниковой системой навигации, которая связана с бортовым компьютером вертолета. Это позволяет сократить время расчет маршрута, определения навигационных параметров, выдачи маршрута на экран монитора командира вертолета более чем в 2 раза.
Ка-52 «Аллигатор»
Вертолёты России — выводы
Вертолёты весьма востребованы в современном мире и чем больше будет разработок и серийных модификаций, тем это в большей мере упростит жизнь человеку, как пользователю этими летными аппаратами. Востребованность именно гражданскими винтокрылыми машинами подтверждена за последние десять лет устойчивой статистикой их применения в МЧС России, когда вертолёты и их пилоты буквально спасают жизни граждан России в том числе детей, перемещая последних с мест ДТП и в иных случаях заболеваний людей из одного лечебного учреждения в другое за несколько минут или часов. Поэтому любые наработки в плане гражданского вертолётостроения можно только приветствовать.
На самом деле, в плане пилотажа выделить кого-то особенно сложно, все винтокрылые аппараты отлетали на МАКС 2021 на высший балл, комментировал полёты бард Николай Анисимов, а музыкальное сопровождением были его известные песни про винтокрылые машины, в том числе песня «Вертолётик» и некоторые другие.
Медиаплатформа
Фотосъёмку в четверг и в субботу я проводил с медиа платформы. Могу сказать, что это чрезвычайно удобное место для наблюдения за полётами. Но не бесплатное, даже для аккредитованных журналистов. Но так было всегда. Все полёты – по солнцу, снимать прекрасно. Машины летают и над тобой и рядом с тобой и для тебя. Некоторые пилоты, зная где находятся фотографы, а порой и их коллеги, дают «ракурсы» для красивого крупного плана фотосъёмки. Конечно, некоторые элементы пилотажа не предусмотрены для наблюдения с этого места – увидеть всю красоту пилотирования групп высшего пилотажа с этой точки не удастся, в той мере в которой это задумано «Стрижами», «Русскими Витязями», «Соколами России», «Первым полётом».
Но почувствовать мощь и ощутить зачастую силу этих боевых единиц можно всем телом находясь на этой небольшой, но все же вышке. Сольные пилотажи пилоты крутят «над тобой», конечно условно, но наиболее приближённо, по сравнению с зоной зрительского наблюдения ЛИИ им. Громова.
Фотосъёмка МАКС 2021
Для фотосъёмки здесь подходят все объективы от 200 мм. Желательно конечно иметь светосильную оптику от 300 мм. Объективы с переменным фокусным расстоянием также очень хорошо подходят. Я использовал хорошее решение от фирмы Canon EF 100-400 USM IS II f4.5-5.6 в связке с EOS 1Dx. А также Canon 5d Mark IV с объективами широкого угла и EF 70-200 USM IS II f 2.8 с экстендрами и без.
Я бы сказал так, что если снимать с медиа платформы, то лучше иметь связку из 100-400 или новинку на RF байонете 100-500 и какой-то из дальнобойных супертелезумов вроде фикса на 500 мм или на 600 мм. Но это для крупной детальной фотосъёмки, на более дальнем расстоянии полёта снимаемого объекта. Некоторые кадры удастся снять только в случае использования объектива со сменным фокусным расстоянием, что приведёт к некоторой потере резкости изображения и других параметров, но в целом это никак не подпортит картинку при печати фотографий или публикации в Сети.
Отдельно хочется отметить, что в рамках «международного» авиасалона, единственно в России и проходящего раз в два года не участвуют в качестве технической поддержки ни Canon, ни Nikon, ни Sony. Те, кто снимают крупные соревнования, типа Чемпионата Мира по футболу или автогонок Формулы 1 знают, что производители фототехники как правило представлены на каждом таком публичном мероприятии и оказывают техническую поддержку фотографам – журналистам. Хотя на том же корейском авиасалоне Canon работают на «ура». Здесь больше претензий к производителям фототехники, нежели к организаторам МАКС 2021.
Малютка «Sigma 7»
Пилотаж этого мини самолёта едва сильно запомниться зрителям. Как правило, многие в такие моменты, когда в небе летают небольшие пассажирские аппараты уходят в павильоны на просмотр экспонатов.
А вот пилоты любители или даже профессионалы зачастую интересуется именно такими маленькими самолетиками. Не раз и не два я слышал от «водителей» «Арбузов», что они мечтают о своем мини самолётике, в который можно погрузится в паузах отдыха между работой на магистральных лайнерах и ощутить именно ту свободу полёта, которая задумывалась человеком при изобретении летательных средств передвижения.
«Sigma 7» легкий двухместный самолёт с расположением экипажа «бок о бок» и толкающим воздушным винтом. Разработан в ООО «НИК» (г. Жуковский М.О.), главный конструктор С.В. Игнатьев. Самолет «Sigma 7». Предназначен для учебных и тренировочных полетов, авиатуризма, патрулирования, и других полетов не акробатического применения. Самолеты семейства «СИГМА» разрабатываются с 1987 года.
С виду, конечно, самолёт не выглядит надёжным, но впечатление бывает обманчиво и этот «малёк» с удовольствием демонстрировал «пилотаж» в рамках МАКС 2021, будто доказывая большим собратьям, что и я могу «ого-го», «обратите на меня внимание». Особенность этой модели в складывающихся крыльях, что упрощает перевозку аппарата до места базирования и его хранение.
По состоянию на конец II квартала 2021 года завершены наземные прочностные испытания, а также частотные испытания самолёта. Лётные испытания опытного образца проведены сертификационным центром ЛИИ им. М.М. Громова, на их основании на самолёт выдан сертификат лётной годности.
Опытный экземпляр «Сигма-7» в III квартале 2021 года будет передан на эксплуатационные испытания на аэродром Мячково. На 2022 год намечено изготовление трёх серийных образцов, один из которых предназначен для проведения сертификационных испытаний в Германии, ещё два будут поставлены заказчикам в Китай.